Реально ли уложить тротуарную плитку своими руками и какие для этого понадобятся инструменты?

Кроме пешеходных зон, существуют и автомобильные дороги. Как правило, это временные и круглосуточные стоянки, заправки, парковочные места, погрузочные терминалы, частные территории. Технология укладки тротуарной плитки под автомобиль во время устройства такого места играет важную роль.

Помимо стандартного асфальта или бетона, часто используют брусчатку. Правда, площадь такой выкладки будет несколько меньше, нежели в бетонных аналогах, но тем не менее пользуется спросом материал. Но укладка тротуарной плитки под автомобиль чем-то похожа с пешеходной. Отличие первого от второго, кроется в толщине материала, так как вес технического средства намного выше, нежели вес человека.

Что нужно знать о параметрах

При наезде автомобиля на тротуарную плитку на поверхности создается повышенное давление. Стандартный размер пешеходной плитки равен 4 сантиметрам. Этой толщины не хватает, чтобы выдержать вес технического средства. Как минимум нужно 6,0–7,0 см для легкового транспорта, такие правила.

Тротуарная плитка под автомобиль

Грузовая техника отличается повышенной массой и для нее нужно минимум 10 см, если не планируется загрузка. В противном случае все 12 см для выдержки 21 тонны чистого веса плюс масса автопоезда. Итого, все 33 тонны.

Читайте также: Как залить лестницу из бетона: опыт десятилетий и инновационный подход

Проект планировки дорожек и площадок на участке

Для начала работ необходимо иметь проект планировки участка. Лучше заказать такой проект профессионалу — архитектору и сделать это заранее, на этапе проектирования застройки участка.

Если решили обойтись своими силами, то при планировании дорожек и площадок на участке руководствуются следующими правилами:

  • Цвет мощения выбирают в тон стенам или кровле дома — дорожки не должны выделяться и создавать пестрый фон на участке.
  • Направление дорожек должно совпадать с тропинками, которые Вы уже протоптали на участке — от калитки к дому, от дома к гаражу и хозяйственным постройкам и т.д.
  • Определите расположение, размеры проездов и площадок на участке, и их назначение — проезды и места стоянки легковых автомобилей, пути проезда большегрузных автомобилей к дому (к септику) и площадке для складирования запасов топлива, сыпучих материалов, а также места размещения площадок для игр и отдыха.
  • Определите направления движения потоков ливневых вод с дорожек и площадок, и в целом по участку. Участки с мощением должны иметь уклон 1-2% и не должны служить барьером для стока воды на участке. На границе мощения, в местах понижения рельефа, обязательно предусматривают устройство водоприемных лотков или колодцев. В необходимых случаях устраивают места для пропуска воды.
  • Минимальная ширина проезда для автомобиля должна быть 3 м. Для стоянки легкового автомобиля необходима площадка размером 2,5 м х 5 м. Ширина пешеходной дорожки минимум — 0,8 м.
  • Места проезда и стоянки легковых автомобилей и небольших грузовичков выкладывают брусчаткой толщиной 6-8 см. Проезды для тяжелых грузовиков необходимо покрывать брусчаткой толщиной не менее 10 см. Пешеходные дорожки делают из брусчатки или тротуарной плитки толщиной 4-6 см.
  • Обязательно проследите за тем, чтобы уровень земли вокруг участков с мощением оказался на 5 — 10 см ниже верха бордюра. Иначе грунт будет постоянно сползать и загрязнять покрытие. Учтите, что, как правило, уровень земли со временем поднимется в результате ландшафтных работ на участке.

При проектировании въезда на участок учитывают планировочную разметку улицы и радиус поворота автомобилей.

Пример плана расположения ворот и мощения въезда на участок с улицы (размеры в сантиметрах). а — радиус поворота легкового автомобиля (5-6 м); б — радиус поворота грузового автомобиля (6-7 м)

Расположение ворот и размеры мощения площадки на въезде должны быть удобными для поворота грузового автомобиля на соответствующую полосу движения на проезжей части улицы.

Ворота для въезда грузовых автомобилей делают шириной не менее 3-х, до 4-х метров. Створки ворот при открывании наружу не должны создавать помех для движения людей по тротуару.

Советы по обустройству

Перед тем как начинать сооружение тротуарной плитки под машину своими руками, нужно четко знать тип земляного покрытия на выбранном участке. Как показывает практика, наиболее затратные это глиняные участки, наименее – песчаники.

Классический вариант укладки:

  • нижний слой – добротно утрамбованная земля;
  • фильтрующая ткань – геотекстиль для повышения качества циркуляции в основе;
  • первый слой гравия фракции 30–40 мм;
  • подушка – песок для укладки плитки. Желательно предварительно немного смочить водой для повышения качества укладки и фиксации;
  • непосредственно сама брусчатка узкощелевого типа на стыках;
  • песок мелкой фракции для штукатурки;
  • непосредственно края опалубки, сделанные из дерева.

Технология укладки тротуарной плитки
Технология укладки тротуарной плитки
Зачастую технология укладки нарушается по той причине, что исполнители игнорируют монтаж геотекстиля, вследствие чего подземные воды проникают в верхние шары и размывают слой за слоем.

Прокладка дороги при периодическом проезде легкового автотранспорта

  • тщательно утрамбованный грунт;
  • щебень фракции 4,0 см толщиной не менее 200 мм;
  • геотекстиль с плотностью 150–170 г/м2;
  • сглаживающий слой отсева 6,0 см;
  • брусчатка толщиной не менее 6,0 см.

Дорога для грузового транспорта

  • утрамбованный грунт;
  • песок речной толщиной не менее 25 см;
  • геотекстиль плотностью 270 г/м2;
  • щебень фракции 7,0 см, толщиной 20 см;
  • расклинивающий слой щебня средней фракции 4,0 см, толщиной 10 см;
  • геотекстиль плотностью 270 г/м2;
  • слой отсева для выравнивания 0,7 метра;
  • брусчатка толщиной не менее 10,0 см.

Процесс выкладывания плитки

Если приготовить все необходимое, то подъезд к дому из тротуарной плитки можно сделать за считанные дни. В первую очередь нужно отбить периметр площадки, на которую будет уложена плитка. Сделать это можно при помощи гидроуровня, по периметру забить колышки и натянуть веревку так, чтобы она служила верхним контуром для будущих бордюр. Затем нужно выкопать небольшую траншейку, чтобы бордюры можно было утопить в землю. Высоту траншейки сразу же промерять рулеткой, чтобы не выкопать слишком глубоко. Устанавливать бордюры нужно с небольшим уклоном от дома к улице, в будущем это будет способствовать оливу дождевой и талой воды. После установки бордюр, их нужно закрепить между собой раствором с соотношением цемента марки 500 и песка 1:2,5. После этого оставить бордюры на один день, чтобы раствор застыл и бордюры закрепились между собой. На следующий день траншейки, в которые установлены бордюры, засыпать землей и утрамбовать заподлицо с основанием площадки.

Следующий этап — это укладка тротуарной плитки. Всю площадку нужно засыпать песком заподлицо с бордюрами. Песок немного смочить водой и утрамбовать его ручным прессом. Данную процедуру нужно повторять до тех пор, пока разница между краем бордюры и песком не будет равна толщине плитки. Это необходимо для того, чтобы подъезд к дому из тротуарной плитки получился без впадин и перепадов. Когда вся площадка засыпана песком и утрамбована, можно начинать укладку тротуарной плитки. В первую очередь, возле бордюр, нужно уложить бетонные водоотливы, а уже от них начинать укладку плитки. Первому ряду плитки нужно уделить предельное внимание. Плитка должна быть уложена строго по уровню, от этого будет зависеть на сколько ровным получится подъезд к дому из тротуарной плитки. Плитку нужно выложить в ряд одна за одной, длинным правилом или лазерным уровнем подкорректировать ровность всего ряда. Затем закрепить каждую плитку на положенном месте, утрамбовав ее в песок резиновым молотком. Если плитка выступает выше бордюра, значит под ней слишком много песка. Излишки песка нужно аккуратно убрать шпателем или мастерком, чтобы не разрушить утрамбованный слой. И, наоборот, если плитка опускается ниже уровня бордюра, нужно дополнительно подсыпать под плитку песок и утрамбовать плитку резиновым молотком. Таким образом укладывается первый и все последующие ряды тротуарной плитки и корректируется ровность всей площадки в целом. Также, при укладке тротуарной плитки, нужно оставлять минимальные зазоры между плитками, но не в коем случае не ложить плитку вплотную друг к другу. Ведь это может привести к разрушению плитки при прессовке ее резиновым молотком или при эксплуатации в будущем.

Подъезд к дому из тротуарной плитки
После укладки тротуарной плитки можно переходить к завершающему этапу. На данном этапе нужно соединить подъезд к дому из тротуарной плитки с проезжей частью. Для этого можно использовать бетонную стяжку. Между краем тротуарной плитки и дорожным покрытием нужно выкопать небольшую траншейку (глубиной 10-15 см.) и залить ее бетоном. Также на завершающем этапе нужно засыпать швы между плиткой специальной смесью. Для приготовления данной смеси нужно просеять сухой песок через мелкое строительное сито и смешать его с цементом марки 500 в соотношении 1:1. Данная смесь готовится в сухом виде. Все без исключения швы между плиткой, бордюрами и бетонными водоотливами нужно засыпать данной смесью. Затем смести веником все остатки строительного мусора с тротуарной плитки и полить всю площадку водой из садовой лейки или при помощи специального распылителя на шланг. Ни в коем случае нельзя поливать плитку прямой струей, т.к. напор воды может вымыть всю смесь со швов. После этого оставить площадку на 2-3 дня, чтобы бетон на соединении плитки и дороги застыл, а смесь, которой засыпаны швы, закрепила плитку между собой. На этом этапе укладка тротуарной плитки завершена. Если все этапы выполнены правильно, то подъезд к дому из тротуарной плитки прослужит очень долго.

Самостоятельная укладка тротуарной плитки

Этапы:

Читайте также: Как использовать водяной уровень

  • тщательная разметка поверхности;
  • сравнивание и уплотнение земляного основания;
  • монтаж бордюров на подушку;
  • засыпка песка, щебня, отсева разных фракций и разной толщины;
  • укладка самой брусчатки;
  • наполнение стыков песком мелкой фракции;
  • трамбовка плиты;
  • окончательное наполнение швов песком;
  • зачистка от лишнего материала.

Из всех вышеперечисленных этапов, важным принято считать утрамбовку, от этого первичного шага зависит длительность эксплуатации всей конструкции. Разновидности трамбовок существуют от механических и ручных катков до автоматизированных систем и машин.

Как правило, применяется специальная виброплита. Некачественно выполненная трамбовка – появление впадин на брусчатке.

Дорожка и площадка для автомобиля

Устройство дорожки и площадки для стоянки легкового автомобиля показано на рисунке:

Дорожка, проезд к частному дому или площадка для стоянки автомобиля должна иметь уклон 1-2% для стока воды, а уровень земли вокруг на 5 — 10 см ниже верха бордюра.

Котлован под площадку или траншею для дорожки в материковом грунте выкапывают на глубину примерно 0,4 м. Дно котлована, траншеи выравнивают с уклоном 3-4% в сторону стока воды и уплотняют катком или механической виброплитой.

Несущий слой из щебня или гравия укладывают слоями не толще 20 см. и каждый слой тщательно трамбуют — от этого зависит прочность покрытия. Верхний слой засыпки выравнивают с учетом уклона для стока воды.

Несущая засыпка должна обладать хорошей фильтрующей способностью. Вода под слоем брусчатки не должна накапливаться.

Лучшим материалом для несущего слоя является щебень или гравий фракции 30 — 60 мм.

Использовать для несущего слоя песок, песчано-гравийную смесь или смесь песка и цемента не следует. Несущая способность основания из этих материалов будет недостаточной. Покрытие на таком основании под колесами автомобиля, особенно грузового, будет проседать.

Для выравнивающей подсыпки готовят сухую смесь из промытого песка и цемента в соотношении по объему, на 1 часть цемента берут 12 частей песка. Слой выравнивающей смеси насыпают непосредственно перед укладкой брусчатки. Заранее смесь укладывать не следует.

Вместо песка можно использовать песчано — гравийную смесь, каменную крошку с размером частиц не более 4 мм.

Брусчатку укладывают на выравнивающую смесь и ударами резинового молотка по камню осаживают его, выравнивая в один уровень с соседними камнями и уплотняя песок подсыпки под камнем.

Для легковых автомобилей толщина мощения брусчаткой 6-8 см. Проезды и площадки для большегрузных автомобилей, например, к септику, к складу твердого топлива, к площадке для складирования сыпучих материалов необходимо покрыть брусчаткой толщиной 8-10 см.

После укладки, швы между камнями брусчатки заполняют (затирают) материалом, который использовался для устройства выравнивающей подсыпки.

Коэффициенты и толщина

Важно: при проведении расчетов нужно знать, что все показатели указаны уже для утрамбованного материала, но никак не для сыпучего. Чтобы не возникало непонятных ситуаций во время выкладки, при оформлении заказа следует учитывать такие показатели и коэффициенты уплотнения:

Читайте также: Как законсервировать на зиму яму под фундамент дома

  • песок – 1,3;
  • щебень средней фракции – 1,4;
  • отсев – 1,6.

Объемный вес

  • песок т/м3 – 1,9;
  • щебень мелкой фракции – 1,5;
  • отсев мелкой фракции – 1,35.

Схема укладки

Например, нужно укладывать 25 см щебня. При оформлении заказа умножаем указанные выше коэффициенты и получаем результат в 3,9 тонны. При меньшем заказе материала иногда не хватает.

Основание под автомобильную площадку на даче

Согласно строительным нормам и нашему многолетнему опыту, оптимальными и надежными решениями основания для парковки являются:

1. Песчано-гравийное основание.

Это облегченная нежесткая конструкция, которая часто используется на участках, не предполагающих зимнюю эксплуатацию парковки.

Быстрое в строительстве; укладка плитки на основание возможна сразу после отсыпки.

Возможность круглогодичного строительства.

Нежесткое, а потому подвержено образованию колеи со временем, особенно в весенний период.

Требуется установка бортового камня по периметру для удержания плитки.

Технология устройства:

  • Выемка грунта на глубину 40 см.
  • Укладка геотекстиля плотностью не менее 200 г/м2.
  • Отсыпка и уплотнение песка слоем 15 см.
  • Опционально — еще один слой геотекстиля.
  • Отсыпка и уплотнение щебня слоем 15 см.

2. Армобетонное основание.

Это армированная плита, на которую укладывается тротуарная плитка. Обычно устраивается для круглогодичного заезда и парковки техники.

Не образовывается колея даже под грузовой техникой.

Не требуется установка бортового камня.

Укладка тротуарной плитки возможна не ранее, чем через 28 дней после заливки бетона.

Технология устройства:

Как для песчано-гравийного основания +

  • укладка пленки в 2 слоя;
  • раскладка арматуры и вязка сетки из арматуры AIII диаметром 10 мм;
  • установка опалубки из доски 150 х 40 мм;
  • приемка бетона и уплотнение бетона.

Некоторые нюансы при укладке

Часто случается так, что при укладке ФЭМов – фигурных элементов мощения, нужно добавить небольшой кусок, так как целый не влезет. В таких случаях нужно использовать специальный строительный инструмент – болгарка или станок.

Поэтому многие специалисты рекомендуют, чтобы не было таких ситуаций, нужно заблаговременно проводить все расчеты с высокой точностью. Появление доточек – признак непрофессионализма. Укладка плитки должна проводиться от края до края и только цельной брусчаткой. Но не будет лишним такой инвентарь, как подборная лопата, трамбовка, уровень.

После проведения работ нужно аккуратно смести веником остатки песка. Конструкцию слегка смочите водой, дать устояться несколько дней, после чего повторите процедуру полива. Опустевшие стыки и швы наполните цементом, это обеспечит максимальную герметизацию и будет препятствовать проникновению влаги.

Вот такие основные моменты технологии укладки тротуарной плитки под автомобиль своими руками.

Завершающие работы

Завершающим этапом проводимой работы является уборка созданной поверхности и повышение герметичности образованных швов между отдельными плитками. Рекомендуется после прохождения 2-3 дней полить всю поверхность водой, после полного высыхания швы повторно заполняются цементным составом. Подобная работа существенно повышает степень герметизации стыков, снижается вероятность проникновения осадков под брусчатку.

Приведенная выше информация указывает на то, что при необходимости провести работу по укладке брусчатки можно самостоятельно. Рекомендуется выбрать наиболее подходящее время, так как обильное выпадение осадков может усложнить поставленную задачу. Вес дорожной плитки большой, поэтому ее транспортировка проводится при применении специального транспорта. Кирпич и другие подобные материалы не рекомендуется использовать для выкладывания дорожек, так как они обладают меньшей прочностью и надежностью в сравнении с тротуарной плиткой.

Читайте также: Чем отмыть цемент с автомобиля, не повредив ЛКП?

Технология настила тротуарной плитки

Мощение тротуарной плитки заключается в выполнении ряда этапов, соблюдая очередность которых, работы проводят своими руками:

  1. Выбор способа укладки.
  2. Подготовка набора инструментов.
  3. Разметка.
  4. Подготовка грунта.
  5. Подготовка щебневой подушки.
  6. Укладка бордюров.
  7. Армирование.
  8. Укладка брусчатки.
  9. Заделывание зазоров, швов.

Методы укладки парковки


Схемы монтажа плитки
Срок службы и надежность поверхности на 90% зависит от правильности соблюдения технологии укладки тротуарной плитки под автомобиль и подготовки слоев.

Внимание! Помните, что первой причиной разрушения покрытий считается вода, колебание температуры.

Тротуарную плитку можно укладывать одним из выбранных способов:

  • создание бетонного основания (материально затратный);
  • мощение на смесь щебня и песка (экономный).

Инструменты

Для укладки площадки из плитки требуются следующие инструменты:

  • колышки;
  • резиновый молоток;
  • лейка;
  • швеллер;
  • уровень;
  • веник.

Земляные работы, планировка, разметка


Подготовка, разметка площадки
Укладка тротуарной плитки под автомобиль начинается с разметки площадки. Ширину проезда делают от 2,2 м, а площадку для парковки – по усмотрению владельца. Площадь подъездов устраивают вплотную к тротуару. Для обозначения территории, измерения расстояний применяют колья, рулетку, шнур. Шаг между кольями по прямой составляет 3 м, на поворотах – 1 м , это обеспечивает натяжение шнура.

После этого по размеченному участку снимают верхний слой земли, который составляет 300-350 мм. Если площадка большая, то, чтобы не делать это своими руками, нанимают для работы экскаватор-погрузчик, который легко и аккуратно снимет грунт, перенесет в нужное место. На этом этапе можно предусмотреть уклон для оттока воды, который составляет 5 мм на метр.

На дно засыпают слой песка 20-30 мм, который утрамбовывают строительной трамбовочной машинкой (виброплитой). Поверх расстилают геотекстиль: полосы полотна перекрываются на 100 мм, боковины заворачивают наверх на 250 мм.

Внимание! Слой геотекстиля защищает от прорастания сорняков, весеннего повышения уровня грунтовых вод, обеспечивает красивый вид поверхности.

Засыпка дренажного слоя, монтаж бордюра

После на полотно засыпают щебень, а сверху равномерно распределяют мелкий гравий. Все количество дренажного слоя трамбуется. Высота слоя составляет 20 см. Дополнительно под слой песка иногда закладывают кладочную сетку.

Перед укладкой плитки сначала надо установить бордюрный камень. Там, где двигается транспорт, его закрепляют, чтобы не повредился при случайном наезде. При установке следует обратить внимание, что над поверхностью тротуара бордюр возвышается максимально на 14 см, иначе повредится бампер машины.

Бордюрные элементы укладывают с обеих сторон проезда и стоянки. Экономично использовать бетонный материал размером 100 × 30 × 15 с весом 100 кг. Метраж бордюра равен периметру парковки и двойной длине проезда.

Его монтируют на основание из бетона. На месте установки разгребают щебень, укладывают бетон в 5 см, а затем бордюр. Возвышение над обочиной составляет 5 см. Зазор между бордюрными камнями в 5 мм заполняют цементно-песчаным раствором.

Бетонная стяжка

Поверх дренажного слоя насыпают подушку из песка толщиной 70 мм. Слой заливают водой, трамбуют. Потом насыпают следующий слой из ЦПС толщиной 70 мм. Слой выполняют с уклоном от строений.

Следующим слоем выступает смесь цемента и песка: 4 части песка, 1 часть цемента, который равняют при помощи правила. Такого состава достаточно для фиксации тротуарной плитки, предотвращения смещения основание под тротуарную плитку от нагрузки легкового автотранспорта. Большие площади тротуарной плитки можно армировать сеткой.

Мощение плитки, заделка зазоров, швов

Чтобы проводить укладку плитки под легковой автомобиль, натягивают шнур по высоте покрытия. Укладку начинают по 1 элементу от себя, утрамбовывая резиновым молотком, проверяя ровность покрытия, соблюдение схемы раскладки.

По окончанию укладки последнего ряда плит брусчатку для автомобильной парковки засыпают остатком цементно-песчаной смеси. Веником ее распределяют так, чтобы стыки элементов были заполнены ЦПС.


Заделка стыков, швов покрытия

Излишки смеси сметают, а поверхность заливают водой. Засыпка между плитами утрамбуется, просядет. Затем зазоры засыпают смесью снова, повторяя процедуру. Так получают хорошую, прочную парковку для машины. После отвердения добавляют сухую смесь – швы получаются четко обозначенными.

Твердение происходит за счет влажности нижних слоев поверхности. Проезд машиной разрешается дней через 30, когда покрытие наберет 100% прочности. Плитка на стоянке под машину при соблюдении технологии укладки не деформируется от осадков, выдерживает нагрузку, не требует скорого ремонта.

Монтаж тротуарной плитки для площадки:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
Adblock
detector