Обзор отечественной техники для перевозки и подачи бетона

Причины снижения качества

Бетонные смеси бывают:

  • готовыми к употреблению (БСГ);
  • сухими (БСС).

Выделяют несколько факторов, которые влияют на качество бетона, готового к употреблению:

  • сильная тряска и вибрация при транспортировке — вызывают расслаивание смеси, оседание тяжелых компонентов и поднятие легких;
  • перевозка в жаркую погоду в самосвале — если смесь не перемешивают, она схватывается и застывает;
  • длительная перевозка;
  • превышение высоты сбрасывания материала в опалубку.

Готовые бетонные смеси рекомендуется перемещать без перегрузок.

Доставка бетона автобетоносмесителем или миксером

Емкость бетоносмесительной установки оснащена винтовыми лопастями, которые при вращении миксера постоянно перемешивают бетон, перемещая его вглубь бочки. При режиме обратного вращения эти же лопасти подают смесь вверх, к загрузочно-выгрузному отверстию. Такой способ доставки помогает обеспечивать однородность смеси, ее подвижность, сохраняемую на протяжении нескольких часов, что особенно важно при задержке проведения бетонных работ.

Читайте также: Технология кладки кирпича своими руками

Транспортировка автобетоносмесителем часто является единственным возможным вариантом доставки бетона, например, при задействовании бетононасосов для заливки смеси в конструкцию.

Автомобили для бетона

Для перевозки строительного материала используется несколько видов транспорта. От выбора транспортного средства зависит качество продукта и максимальное время доставки.

Автобетоносмесители

В строительной отрасли готовую бетонную смесь на большие расстояния перевозят в автомобилях-бетоносмесителях. Продукт в них постоянно перемешивают. Если загружена сухая смесь, то такие машины готовят продукт в дороге или по прибытии к месту назначения в своей цистерне, добавляя воду из баков, которыми они оборудуются.

Емкость, куда загружаются такие строительные растворы, называется барабаном. Внутри установлены подвижные лопасти. Они постоянно перемешивают содержимое чана, не давая расслоиться или засохнуть.

Автобетоносмесители бывают разными:

  • По типу расположения смесительной установки — с разгрузкой назад и вперед. Во втором видеАБС водитель бетономешалки контролирует процесс выгрузки, не покидая кабины.
  • По типу привода смесительного оборудования — устаревший механический и более современный гидравлический.
  • По типу двигателясмесительных установок — автономные и установленные на шасси. Преимущество независимых силовых установок состоит в надежности, поскольку даже при поломке они продолжают перемешивать раствор. Но при этом у них есть недостаток — шумная работа. Двигатели на шасси при меньшей шумности также снижают массу АБС в сравнении с автономными установками и причиняют меньше вреда окружающей среде.

Автобетоносмесители имеют разные размеры. Наиболее востребованы модели с объемом 7 куб. м, которые на российском рынке составляют 57% от всей поставленной техники. Менее популярны автомобили для бетона с кузовом емкостью 9 куб. м и 5 куб. м. В мире пальма первенства принадлежит транспорту с объемом 6 куб. м.

Готовую смесь из автобетоновозов выгружают, включая вращение барабана. Если автомобиль оснащен откидным выгрузочным лотком, то возможна порционная разгрузка. Продукт подают в специальную посуду для непосредственного использования материала или перегружают в промежуточные емкости, после чего подают в блок бетонирования.

Стоимость перевозки бетона в автобетоносмесителях на 10–15% ниже, чем при использовании неспециализированного транспорта.

Цементовозы

Отечественные цементовозы полуприцепного типа сконструированы почти одинаково. На них установлены цистерны, в которые и заливаются бетоны. Емкости для доставки БСГ имеют цилиндрическую форму. Машины оснащены системой разгрузки сжатым воздухом. Он поступает из компрессора, установленного на автомобиле-тягаче. Загружают цистерны в цементовозах отечественного производства обычно через загрузочные люки — самотеком или сжатым воздухом.

Некоторые иностранные компании выпускают полуприцепы с двумя и более вертикально расположенными цистернами. Это упрощает доставку нескольким получателям или перевозку материала разных марок. Благодаря вертикальной конструкции содержимое цистерн вытекает без остатка. Но у этих автомобилей есть и недостатки. Это высокий центр тяжести, большее время разгрузки, поскольку необходимо переключаться с одной цистерны на другую.

Самосвалы и бортовые автомобили

Транспортировка влажных бетонных смесей автомобилями с самосвальным типом кузова также распространена. Достоинства — возможность доставлять 4–8 куб. м стройматериала, что соответствует 10–20 тоннам.

Но у этого вида транспорта выявлены минусы, которые влияют на его востребованность в подобных перевозках. Так, из-за особенностей конструкции кузова в дороге может теряться до 2% груза. Виной тому негерметичные стыки. Смесь также выплескивается во время езды по плохому дорожному покрытию, наклонной поверхности. Модернизация кузова, при которой наращиваются борта и устанавливаются герметические прокладки возле задней части, снижает убыль груза, но проблема остается.

В большинстве таких машин для перевозки бетона отсутствует функция подогрева, необходимая в холодное время года. Но на некоторых автомобилях простые ее аналоги все же присутствуют. Для этого в кузове оборудуют двойное днище, в котором циркулируют отработавшие газы из мотора — они и подогревают смесь.

Не менее опасны солнечные лучи, из-за которых материал перегревается и теряет влагу. Поэтому груз сверху накрывают брезентом, чтобы не допустить попадания в бетонную массу сторонних предметов, лишней влаги из атмосферных осадков.

Несмотря на проблемы, возникающие при транспортировке бетона, эти грузовики довольно популярны. Наиболее рентабельной считается перевозка бетона самосвалом на малые расстояния — до 20–30 км.

Читайте также: Пол из осины, половая доска, осиновая доска пола в бане

Строительные растворы не рекомендуется доставлять бортовыми автомобилями: в дороге через щели кузова вытекает цементное молоко. Это приводит к ухудшению свойств строительного материала.

Что надо знать о транспортировке товарного бетона?

Вопрос: Как правильно выполнять транспортировку бетонной смести к месту строительства? Какие нужно знать нюансы, чтобы получить на объект качественную смесь?

Правильная транспортировка и разгрузка товарного бетона

При строительстве гражданских и промышленных зданий (сооружений), расположенных в черте больших городов или в их пригороде осуществляют с помощью товарного бетона, который заказывают на предприятиях-изготовителях бетона.

На большие расстояния (более 70 км) не эффективно осуществлять доставку бетона, так как его стоимость очень высокая за счет дальней доставки. На строительную площадку товарный бетон может доставляться с помощью автосамосвалов или автобетоносмесителей (в народе их называют «миксерами»).

Основное требования к бетону при его транспортировке является сохранение его основных свойств (проектной марочной прочности, подвижности и однородности) и недопущения расслоения смеси.

Транспортирования бетонной смеси с помощью автосамосвала может быть оправдана на небольшие расстояния (максимум на 15 км, с учетом хорошего качества дорожного покрытия), так как при этом, часто бетонная смесь расслаивается и требует дополнительного перемешивания непосредственно перед самой укладкой.

Доставка бетонной смести автобетоносмесителями

Кратко рассмотрим, что собой представляют автобетоносмесители, фото 1.

Как выше уже отмечалось, транспортировка товарного бетона осуществляется автобетоносмесителями, которые позволяют сохранить основные свойства бетона в течение его перевозки. Все автобетоносмесители изготовлены на базе грузовых машин «КАМАЗ», «КРАЗ», «MERSEDEC» и др. На машинах устанавливают емкость бочкообразной формы различного объема, оборудованной внутри лопастями для перемешивания бетонной смеси с помощью двигателя.

Фото 1. Автобетоносмесители

Все автобетоносмесители имеют свою классификацию, по таким признакам:
  • тип привода барабана: механический или гидравлический;
  • направления разгрузки: разгрузка «вперед» или «назад»;
  • тип двигателя смесителя: автономные и «двигатель на шасси».

Достоинства доставки бетона автобетоносмесителями

Использование автобетоносмесителей для доставки бетонной смеси обладает целым рядом преимуществ:

  • бетонную смесь можно непосредственно приготовить в автобетоносмесители во время пути к строительной площадке (в барабан загружают сухую смесь всех компонентов бетона, а затем при приближении к строительному объекту добавляется нужное количество воды и путем перемешивания приготовляется «свежая» бетонная смесь). Такой способ увеличивает время обеспечения подвижности бетонной смеси и допустимое расстояние транспортировки (100…200 км);
  • обеспечивает однородность бетонной смеси и предотвращает ее от расслоения;
  • сохраняет бетонную смесь от атмосферных воздействий: солнечных лучей, ветра, осадков и т.д.;
  • объем бетонной смеси, которую можно перевезти с помощью одного автобетоносмесителя составляет 3…12 м3;
  • некоторые автобетоносмесители оборудованы дополнительной разгрузочной трубой, длиной до 8 метров, что позволяет разгружать бетонную смесь в труднодоступных местах.

В зависимости от вида бетонной смеси и окружающей температуры воздуха длительность транспортировки не должна превышать 45 мин, и для некоторых бетонов до 1,5 часа. После этого времени бетон начинает схватываться, что приводит к невозможности нормальной укладки и значительному снижению прочности бетона. Автобетоносмесители способны работать при температуре от 0○С до +40○С, а некоторые виды даже при температуре от –17○С.

Разгрузка бетонной смеси

Бетонная смесь может по разному подаваться к месту бетонирования, и это зависит от вида конструкции, его высоты относительно уровня земли, свойств бетонной смеси и объема производимых работ. Разгрузка бетона на строительной площадке может осуществляться несколькими способами:

  1. Если конкретный объект или элемент бетонирования находится в таком месте, что легко может подъехать автобетоносмеситель, то тогда разгрузка может происходить непосредственно с миксера по лоткам, фото 2.

Фото 2. Разгрузка бетонной смеси непосредственно с автобетоносмесителя

Читайте также: Устройство облегченных, утепленных полов из полистиролбетона

  1. Если строительный объект или элемент бетонирования находится в труднодоступном месте для миксера, тогда бетонную смесь перегружают с автобетоносмесителя в бадью или бетононасос, а затем подают в указанное место, фото 3 и 4.

Фото 3. Бадьи для подачи бетонной смеси и бетонирования

Фото 4. Бетононасосы

Также, когда объект бетонирования находится ниже уровня земли (котлован), тогда вначале происходит перегрузка в бадью, а затем по вибролотку непосредственно в блок бетонирования. Если блок бетонирования находится на высоте, бетон разгружается в бадью, а затем с помощью подъемных кранов подают в нужное место. Бадью заполняют на 0,9…0,95% от общего объема. Емкость бадьи обычно может быть следующей: 0,3; 0,6; 0,8; 1,0 м3.

  1. Подача бетонной смеси с помощью бетоноукладчиков – эффективно применяется для монолитного строительства фундаментов небольших размеров. Бетоноукладчики – это самоходные машины, которые принимают на себя бетонную смесь и подают ее в нужное место в нужном количестве, фото 5.

Фото 5. Бетоноукладчики

При разгрузки бетона необходимо придерживаться следующих требований:
  1. Допускается скидывать бетонную смесь с высоты не более 2 м, в противном случае большая вероятность расслоения смеси (тяжелый щебень опускается вниз, а более легкий цементный раствор подымается вверх).
  2. При необходимости подачи бетонной смеси на глубину 10 м – следует использовать вертикальные звеньевые хоботы, а при более 10 м – использовать виброхоботы.
  3. При необходимости подачи бетонной смеси на высоту используют подъемные краны с помощью бадьи или поворотных ковшах-бадьях. Максимальная высота разгрузки бадьи с свободным падением бетонной смеси до поверхности не должна превышать 1 м.
  4. При больших объемах целесообразнее применять бетононасосы или пневмотранспортного оборудования, фото 6. Пневмотранспортная установка позволяет под давлением подавать бетон до 200 м по горизонтали и до 35 м по вертикали, производительность составляет 10…20 м3/ч.

Фото 6. Пневмотранспортная установка для подачи бетонной смеси

Как правильно заказать бетон для строительства?

При заказе товарного бетона необходимо руководствоваться следующими рекомендациями:

  1. Заказывать бетон необходимо только в надежных, проверенных предприятий-изготовителей. В этом случае практически всегда работает правило: «Скупой платит очень дорого». В этой связи рекомендуем изучить строительные интернет-форумы вашего региона для поиска отзывов о производителях бетона.
  2. Необходимо точно согласовать с предприятием-изготовителем на основании проектной документации, какими свойствами должен обладать требуемый бетон (вид бетона, проектная прочность, подвижность или жесткость бетонной смеси, скорость набора прочности, при необходимости марку по морозостойкости или водопроницаемости, наличие противоморозных добавок и пр.).
  3. Уточнить объем и габариты автобетоносмесителя и проверить, возможен ли подъезд миксера непосредственно к требуемому месту на строительной площадке. Обязательно надо учесть вес миксера с бетонной смесью (может достигать до 35 тонн) при проезде и маневрировании на строительной площадке (особенно это опасно вблизи котлованов и траншей).
  4. У изготовителя обязательно требовать паспорт бетона, где указывается основные характеристики и объем бетонной смеси.
  5. Для избегания неприятностей, рассчитать дополнительно для себя, примерную длительность доставки от изготовителя на объект, с учетом «пробок» на дорогах и периода «час пиков».
  6. Необходимо тщательно подготовиться к разгрузке и укладке бетонной смеси, т.к. предприятия-изготовители дают 30…60 минут на разгрузку миксера, а за простой и сверхурочное время требуют дополнительную оплату.

И на конец, приведем таблицу из ГОСТ 7473-94 «Смеси бетонные. Технические условия» по максимальной продолжительности транспортировки бетонной смеси, табл. 1.

Правильная транспортировка бетонной смеси

Максимально допустимая продолжительность транспортирования бетонных смесей, готовых к употреблению, при температуре воздуха от 20°С до 30°С (при температуре смеси 18-20°С)

Марка смеси по удобоукла-дываемости Вид дорожного покрытия Средняя скорость транспортирования, км/ч Продолжительность транспортирования, мин
автобетоно-смесителем автосамосвалом
Ж2-Ж1 Жесткое 30 210 60
П1 Асфальтоцементное,

асфальтобетонное,

бетонное

210 60
П2 150 40
П3-П5 90 30
Ж2-Ж1 Мягкое (грунтовое) 15 60 40
П1 45 30
П2 30 20
П3-П5 20 Не рекомендуется
Примечание — При изменении температуры смеси или окружающей среды максимально допустимую продолжительность транспортирования определяют опытным путем. При температуре окружающей среды от 6 до 20°С и от –5 до +5°С время транспортирования бетонных смесей может быть увеличено на 10 и 25% соответственно.

Авторы публикации — эксперты GIDproekt

Малявин Анатолий Николаевич

Конев Александр Анатольевич

Нормы времени на перевозку готового к употреблению бетона

Продолжительность транспортировки подбирает лаборатория, учитывая при этом состав смеси, температуру воздуха.

Летом перевозка должна быть более быстрой, поскольку вода нагревается, отчего ускоряется реакция гидратации. Поэтому задача перевозчика — сохранить температуру.

На транспортировку в автобетоносмесителе при t° 20…30 °С, температуре смеси t° 18…20 °C 30 км/ч отводится такой отрезок времени:

  • по жесткому дорожному покрытию — 90–210 минут (при средней скорости 30 км/ч);
  • по мягкому (грунтовому) — 60-20 минут (при средней скорости 15 км/ч).

При использовании самосвалов бетонные смеси перевозят в более сжатые сроки (в том же скоростном режиме соответственно):

  • по жесткой дороге — 60-30 минут;
  • по мягкой — 40-20 минут.

Транспортировать готовые строительные растворы П3-П5 самосвалами и бортовыми автомашинами не рекомендуется. Лучше всего переносят дорогу марки бетонной смеси по удобоукладываемости Ж2-Ж1. Наименее пригодны к перемещению автомобильным транспортом — П2, П3, П5. Но даже для самых выносливых растворов длина маршрута не должна превышать 100 км.

При других показателях температуры воздуха или самой смеси максимальное время перевозки строительных растворов определяют опытным путем.

Условия транспортировки

Первым условием стоит соблюдение диапазона температурных показателей подготовленной смеси. При несоблюдении нормативов цемент расслаивается и образуется осадок. Структура материала нарушается и перестаёт быть однородной. Такая проблема чаще возникает зимой, что требует от компании перевозчика особо подготовленной техники.

При доставке в зимний период необходимо учитывать морозы. В таких условиях бетон начинает быстрее схватываться со внутренней поверхностью кузова грузовика. Решением проблемы стало дополнительное утепление используемой ёмкости. В самом простом варианте обустраивают:

Читайте также: Замена подшипника бетономешалки своими руками. Бетономешалка ремонт

  • обрешётку по наружному периметру кузова;
  • «фасад» обшивается доской или фанерой;
  • в образованное пространство заполняется опилками;
  • на крышу накидывают брезент или настилают доски.

При использовании специальной теплоизоляции все боковые стенки делаются двойными.

В некоторых грузовых машинах температура бетона поддерживается путём нагрева днища кузова выхлопными газами. Для этого снизу (по периметру ёмкости) приваривают на небольшом расстоянии второе дно. В полученное пространство запускают отработанные двигателем автомобиля газы. Это проверенная система для зимних перевозок.

Допустимая высота свободного падения

Высота, с которой в режиме свободного падения можно выгружать бетонную смесь, зависит от целей применения продукта:

  • строительство колонн — 500 см;
  • перекрытий — 100 см;
  • стен — 450 см;
  • неармированных конструкций — 600 см;
  • слабоармированных подземных сооружений в грязных и сухих грунтах — 450 см;
  • густоармированных — 300 см.

Запрещается сбрасывать высокоподвижные и самоуплотняющиеся готовые бетонные смеси с высоты более 100 см.

В остальных случаях выгружают растворы по специальным желобам или рукавам.

Правила транспортировки

Перевозка бетонной смеси производится согласно правилам, которые обязывают поставщиков и потребителей продукта обеспечивать должные условия для транспортировки материала с сохранением его эксплуатационных характеристик. Перевозку раствора следует осуществлять с помощью спецавтотехники.

Можно использовать неспециализированные самосвалы при согласовании с заказчиком груза. Не допускается попадание в смесь осадков в виде снега и дождя — они могут нарушить консистенцию раствора. По этой причине запрещается допускать воздействие высоких температур и влияние воздушных потоков на раствор. А также во время доставки исключается добавление в смесь вспомогательных веществ для модификации материала — это делают на предприятии-изготовителе или на строительном объекте в присутствии представителей от заказчиков. Собранная комиссия подписывает соответствующий акт. Технические условия и периодичность поставок оговариваются с потребителем в договоре о поставке продукции.

Маркировка

Маркируются только сухие продукты. На тару наносят следующие надписи:

  • условное обозначение груза;
  • наименование или товарный знак завода-изготовителя;
  • если бетонная смесь сертифицирована, то ставится знак соответствия;
  • класс материалов, которые были использованы в рецептуре, по удельной активности естественных радионуклидов и значение Аэфф;
  • класс или марка по прочности на сжатие;
  • объем воды в литрах, который требуется для приготовлениясмеси;
  • вид и количество добавки (килограмм на литр);
  • наибольшая крупность заполнителя (мм);
  • срок хранения (месяцы);
  • масса (килограммы);
  • дата производства.

К каждой партии бетонной смеси прилагается документ о качестве. Между отправителем и покупателем может существовать договоренность о том, что такой документ будет выдавать раз в месяц, но не реже.

Соблюдение правил обращения с сухими и готовыми бетонными смесями — время транспортировки, правила разгрузки — снижает риски по преждевременному разрушению строительных конструкций.

Доставка бетона с помощью крана, подъемника, бетоноукладчика

Для постепенной подачи бетона и его распределения на месте укладки применяются самоходные краны (башенные или стреловые). Бетонная смесь доставляется вертикальным или горизонтальным способом с помощью бадей.

Для вертикальной транспортировки бетонной смеси применяются подъемники, подающие бетон с помощью контейнера или ковша. Для горизонтальной подачи применяют моторизированные тележки и тачки.

При создании цельного фундамента эффективна доставка смеси самоходной машиной с функцией распределения смеси по ширине покрытия – бетоноукладчиком.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
Adblock
detector