Сколько весит деревянная железнодорожная шпала – Размеры железнодорожной шпалы деревянной – Томский техникум железнодорожного транспорта. 2. КОНСТРУКЦИЯ, РАЗМЕРЫ И ТИПЫ ДЕРЕВЯННЫХ ШПАЛ, ПЕРЕВОДНЫХ И МОСТОВЫХ БРУСЬЕВ. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К НИМ

Классификация деревянных шпал по типам

Размеры шпалы, изготовленной из древесины, в соответствии с принятыми госстандартами, должны коррелировать с ее типом. Существует несколько оснований для классификации рассматриваемого элемента железнодорожного полотна.

В числе самых распространенных — назначение. Так, шпалы делятся на те, что предназначены для:

— главных путей 1, 2 класса либо 3-го при условии, что их грузонапряженность превышает 5 млн. т/км в год, либо эксплуатирующихся при скорости поездов, превышающей 100 км/ч;

— главных путей 3 и 4 класса, подъездных (с интенсивной работой), сортировочных, а также приемоотправочных — на станциях;

— любых путей, относимых к 5 классу, включая станционные, относимые к категории малодеятельных, а также иных, что характеризуются маневрово-вывозным типом движения.

Читайте также: Способы утепления частного дома изнутри и снаружи

Указанные разновидности путей выстраиваются при использовании, соответственно, I, II и III типов шпал. В отношении них установлены, таким образом, стандартизованные показатели.

Массовая укладка ж/б шпал на отечественных дорогах началась в 1959г.

Железобетонные шпалы делятся на монолитные из предварительно напряженного бетона, образующие непрерывный брус и двухблочные, состоящие из двух самостоятельных подрельсовых опор, соединенных между собой стержнями. Последние не получили в России распространения, т.к. имея малую изгибную жесткость в средней части и относительно малую опорную площадь обеспечивали не достаточную стабильность колеи по шаблону и уровню.

Современная железобетонная шпала – цельнобрусковая из предварительно напряженного железобетона (бетон класса по прочности на сжатие В40, по морозостойкости F200), армированная высокопрочной проволокой периодического профиля класса Вр диаметром 3 мм. Номинальное число проволок в шпале 44, каждая из них натягивается усилием 8.1 кН. Современная шпала должна соответствовать требованиям ОСТ32.152 – 2000 Основная часть эксплуатируемых в пути шпал зготовлена по ранее действовавшему ГОСТ 10629-88 .

Типы железобетонных шпал, принятых к серийному применению на ж.д. России приведены в табл.2.

Таблица 2. – Типы ж/б шпал _

Тип Скрепления Подтип Особенность шпалы
Ш1 КБ Ш1 -4*10 Стержневая арматура
КБ Ш1 -44*3 Проволочная арматура
Ш1 — Ч Челночная ж.б. шпала
КБ Ш1- К Для укладки в кривых радиусом менее 350 м.
КБ Ш1 — М Мостовая ж.б шпала
Ш3 ЖБР Ш3 – Д (дюбель) _
Ш – АРС АРС Безболтовое _

Геометрические размеры железобетонной шпалы на примере шпалы типа Ш-1 приведены на рис 2.

При формовании шпале придана форма, улучшающая ее работу под поездной нагрузкой.:

— Наибольшие прогибы и давления на балласт имеют место у торцов железобетонных шпал. Для компенсации этого неблагоприятного для балласта и шпал обстоятельства ширина подошвы уменьшена в средней части шпал (250мм) и увеличена у торцов (300мм).

— Поперечное сечение шпалы имеет трапецеидальное очертание, благодаря чему снижается давление на балласт и увеличивается сопротивление пути сдвигу.

— Кроме того, в подрельсовых зонах устраивают углубления (по 25 мм) с наклоном (1:20) для обеспечения подуклонки рельсов, а также передачи поперечных горизонтальных сил на бетон.

=В продольном сечении шпала состоит из двух более крупных по размерам подрельсовых частей и более низкой и узкой средней части. Предварительно напряженная арматура максимально смещена в сторону растянутой под поездной нагрузкой поверхности шпалы (в подрельсовом сечении – нижней, в середине шпалы – верхней), благодаря чему достигается максимальное обжатие бетона в растянутых зонах, а следовательно увеличивается трещиностойкость шпал .

Рис 2. Железобетонные шпалы типа Ш – 1.

Читайте также: Балка для опалубки — эффективность использования

.Достоинства и недостатки железобетонных шпал, сферы их применения

.

Достоинства;

— высокий срок службы (30-50 лет);

— устойчивость против выброса;

— стабильность рельсовой колеи;

— однородность упругих свойств по длине пути, а, следовательно, плавность движения экипажа;

— сохранность лесов.

Недостатки:

— значительное увеличение жесткости пути, приводящее к увеличению износа элементов пути и ходовых частей подвижного состава;

— электропроводность;

— хрупкость и чувствительность к ударам;

— низкая работоспособность в зоне стыков;

— большая масса.(265 кг).

Сферы эффективного применения:

Читайте также: Бетонные лотки для ливневой канализации: виды изделий, рекомендации по изготовлению и установке

1.Бесстыковой путь 1 – 4 классов;

( 1-2 класс – новые шпалы 1 сорта; 3-5 класс – старогодные шпалы; 4-5 класс новые шпалы 2 сорта.)

2.Звеньевой путь 5 класса.

3. Участки скоростного движения.

Железобетонные шпалы применяются в прямых и кривых радиусом 350м и более. В кривых радиусом менее 350 м и в переходных кривых допускается применять специальные шпалы с индексом К и двумя последними цифрами номинальной ширины колеи.

При укладке шпал между их подошвой в средней части и спланированной поверхностью балластного слоя следует обеспечить зазор высотой до 4 -5 см и длиной не более чем 25 -30 см в обе стороны от оси колеи.

Описание блочных железобетонных подрельсовых опор, применяемых на мостах и в тоннелях, приведены приведены в соответствующих лекциях.

Фактор влажности

Фактический размер железнодорожной шпалы, изготовленной из древесины, может зависеть от уровня влажности материала. Что это значит? Дело в том, что соответствующие значения актуальны для влажности, не превышающей 22%. Если данный показатель больше указанной величины, то размеры шпалы должны рассматриваться с учетом необходимых припусков для усушки. Ее величина зависит от породы древесины — хвойной или лиственной. Аналогичное требование установлено также и в отношении поперечных сечений составных шпал.

Фундамент из шпал

  • Дата: 03-05-2018
  • Рейтинг: 31

В некоторых случаях в процессе строительства на этапе закладки фундамента обнаруживается, что нельзя воспользоваться стандартными материалами, которые чаще всего используются для заливки фундамента. К таким материалам можно отнести песок, щебень и цемент. Следовательно, возникает вопрос: что может быть альтернативным материалом для закладки фундаментов?

Шпалы — недорогой строительный материал, который хорошо подходит для строительства фундамента.

Следует знать, что таким материалом являются железнодорожные шпалы — доступный и весьма недорогой материал. Преимущество фундамента из шпал заключается в том, что материал для его изготовления легко достать. Другим значительным преимуществом является цена материалов, при этом если шпалы будут доставлены на дом, лучшего материала для изготовления фундамента и вовсе не найти.

Многие люди высказываются против применения шпал в фундаменте дома, потому как подобные шпалы в большинстве случаев имеют за плечами большой срок работы в качестве железнодорожного покрытия. Следует сказать, что это миф. Шпалы, чей материал тщательно пропитывается креозотом, обладают неограниченным сроком эксплуатации и способны еще много лет служить верой и правдой в качестве фундамента для жилого здания.

Ленточный фундамента из шпал для небольших построек.

Есть вариант изготовления фундамента и с использованием деревянных шпал. Это является наиболее оптимальным вариантом для устройства фундамента под теплицы и бани. Достоинства основания из шпал:

  • упругость;
  • длительный период службы в связи с пропиткой креозотом;
  • низкая чувствительность к переменам температуры;
  • невысокая стоимость;
  • хорошее сцепление с балластом;
  • материал не будет повреждаться насекомыми и грызунами.

Недостатки такого основания:

  • достаточно большой вес (45-80 кг);
  • ограничение в размерах (максимум 2,75 м).

Как построить фундамент из железобетонных шпал правильно?

Ленточный фундамента из шпал для капитальных строений.

Большая часть противников применения шпал в качестве материала для изготовления фундамента выступает с обвинениями в адрес пропитки, которую используют в процессе производства железнодорожного полотна -креозот.

Известно, что в состав данного вещества с характерным запахом, переносить который достаточно трудно, входят ядовитые для человека компоненты. Некоторые люди выказывают опасение, когда им рекомендуют строить фундамент для частного дома из шпал, которые пропитаны креозотом.

Следует знать, что это на самом деле так. Новые шпалы, которые только что были изготовлены, не рекомендуется применять для строительства. Однако это не относится к шпалам, эксплуатационный период которых в качестве полотна железной дороги подошел к концу.

Такие шпалы достаточно долго провели на открытом воздухе, следовательно, солнечные лучи и многочисленные осадки успели убрать с их поверхности большую часть вредной пропитки. Поэтому фундамент из шпал с высоким периодом эксплуатации абсолютно безопасно использовать как основу для строительства частных домов, которые изготавливаются по каркасной технологии. Подобные дома гораздо легче аналогов, которые выстраиваются из таких материалов, как блоки или кирпич.

Для работы понадобятся следующие элементы:

  • железобетонные шпалы;
  • цемент;
  • щебень;
  • песок;
  • специальная техника для подъема железобетонных шпал;
  • металлические скобы;
  • металлические штифты;
  • битум;
  • состав с антисептическими свойствами.

Вернуться к оглавлению

Столбчатый фундамент из деревянных шпал: 1 — Шпала; 2 — Гидроизоляция, которая уже должна присутствовать на шпале; 3 — Бетонный башмак (вариант 1), скобы (вариант 2); 4 — песчаная подушка (вариант 1), деревянная опора (вариант 2); 5 — песчаная подушка.

К строительству фундамента частного дома необходимо подходить с особой ответственностью. Связано это с тем, что сегодня стремительно развивается рынок услуг, связанных со строительством, при этом некоторые подрядчики не совсем правильно расставляют приоритеты при строительстве частных домов, игнорируя основные правила безопасности. Недобросовестное отношение к закладке основания в дальнейшем с легкостью может обернуться катастрофой для всех жильцов дома.

В процессе выбора железнодорожных шпал для изготовления фундамента достаточно важно контролировать закупку материала и тщательно анализировать полотно дороги, которое будет идти на сооружение фундамента частного дома.

Читайте также: Фибробетон: нюансы использования и варианты применения материала в строительстве

Если шпалы будут слишком сильно изношенными, из них может получиться некачественный фундамент, который со временем понадобится восстанавливать, потратив при этом довольно большое количество денежных средств. Экономия, которой получилось добиться в начале, может сойти на нет в случае такого печального финала. Необходимо тщательно контролировать деятельность организации, которая планирует соорудить фундамент из шпал.

Шпалы перед укладкой необходимо дополнительно пропитать влагоотталкивающими средствами.

Некоторые люди ошибочно начинают организацию всех процессов строительства с проектирования фундамента будущего строения. Однако следует знать, что это не самый рациональный подход, потому как прежде всего рекомендуется определить территорию участка. После того как будет сделан подходящий выбор, можно сэкономить некоторое количество денежных средств для дальнейшего строительства.

Если основательно подойти к проектированию и закладке фундамента будущего здания, можно добиться максимальной надежности и длительного периода эксплуатации жилого сооружения.

Предпочтительнее всего закладывать подобное основание на грунтах с высокой степенью твердости, в противном случае не получится избежать осадки под давлением общего веса здания. Фундаменты, которые можно соорудить с использованием шпал, бывают разных типов:

  • столбчатый;
  • ленточный;
  • свайный;
  • плитный;
  • фундамент на песчаных подушках.

Шпалы можно укладывать на гравийную подушку, на ней влага не будет задерживаться, и шпалы не будут гнить.

Из всех данных типов несущих конструкций для применения шпал лучше всего подойдут ленточный и столбчатый основания.

В процессе сооружения ленточного фундамента будет происходить стыковка бревен по всему периметру. Если шпалы планируется укладывать горизонтально, разметка должна осуществляться по плану, после чего понадобится сделать 2-3 ряда под основание. Данные ряды следует соединить между собой.

Под фундамент снизу должен укладываться слой песка и щебня, хорошо утрамбованных и увлажненных. Далее сверху укладываются шпалы, которые размещаются с перекрытием стыков, как в кирпичной кладке. Для закрепления торцевых стыков следует использовать металлические скобы. Чтобы стянуть нижний и верхний слои, следует применить металлические штифты.

Если планируется выполнить укладку столбчатого фундамента, бревна понадобится разместить по вертикали на определенном расстоянии друг от друга. В процессе проведения подготовительных работ необходимо шпалы обрабатывать специальным составом с антисептическими свойствами и обмазывать битумом. Данный тип фундамента обладает долгим периодом службы, который может составлять вплоть до 50 лет. Шпалы устанавливаются на основание из бетона. Их понадобится постепенно присыпать, после чего сшивать с другими шпалами, которые устанавливаются точно таким же образом.

Вернуться к оглавлению

Для двухэтажного каркасного, деревянного дома либо одноэтажной конструкции из кирпича или бетонных блоков в большинстве случаев изготавливают ленточный фундамент. Бетонные шпалы укладываются в опалубку из дерева, что может существенно сократить расходы цемента для заливки.

  1. Прежде всего необходимо выкопать траншею на глубину, которая превысит глубину промерзания грунта (имеются свои особенности в каждой местности).
  2. Далее изготавливается опалубка. В большинстве случаев она делается из досок. Она должна надежно закрепляться от дна траншеи до верхней части цоколя (до 1,5 м выше поверхности земли). В случае с твердыми грунтами, которые не осыпаются, допускается выполнять опалубку только для цоколя.
  3. Далее выполняется подсыпка — компенсационный слой песка высотой 15-20 см. Данный слой сможет уберечь готовый фундамент от влияния сил пучения, которые возникают при оттаивании и замерзании грунта.
  4. Готовится цементный раствор или бетон.
  5. По всему периметру траншеи заливается бетон на небольшую высоту, после чего в качестве бута в него укладываются шпалы. После этого следует залить следующий слой бетона и опять выполнить укладку шпал. Их необходимо укладывать не друг над другом, а с перехлестом в отношении к предыдущему ряду, то есть в шахматном порядке. Таким образом может быть выполнена заливка фундамента до верха опалубки. Это даст возможность исключать растрескивание готовой ленты.

Важно заметить, что не рекомендуется укладывать шпалы непосредственно друг на друга. По высоте расстояние между ними должно быть порядка 50 см. При этом расстояние между краями — 50-70 см.

Фундамент из железобетонных шпал, который выполняется подобным образом, может получиться достаточно прочным и прослужить долгое время.

Вернуться к оглавлению

Чертеж железобетонной шпалы.

Подобный тип основания для зданий является наиболее экономичным. Он может подойти для каркасных, деревянных построек, домов из пенобетонных блоков на сырых почвах, в особенности если они подвергаются пучению.

Фундамент из шпал может сэкономить достаточно большую сумму на начальном этапе строительных работ. Однако не стоит забывать, что данный материал имеет немалый вес. Не каждый в одиночку сможет выполнить его укладку в опалубку либо установить в яму. В связи с этим может понадобиться дополнительная техника, которая предназначается для укладки. Если использование подобного материала для строительства фундамента кажется целесообразным, на помощь можно позвать друзей либо соорудить приспособление, которое даст возможность выполнять подобную тяжелую работу.

  1. Прежде всего под каждый из столбов необходимо вырыть яму. Столбы должны быть расположены при этом под каждым углом и по столбу между ними каждые 1,5-2 м (все будет зависеть от конструкции дома). Глубина ямы под каждую из опор равна 1,5-2 м. Ширина должна быть такой, чтобы вставить шпалу и залить вокруг нее раствор.
  2. На дне каждой из ям нужно сделать бетонное основание либо насыпать утрамбованный слой щебня с песком.
  3. Следующий этап заключается в установке железобетонных шпал.
  4. Далее каждая из них в яме должна заливаться цементным раствором.

В сооружении подобного типа фундамента нет ничего сложного, если соблюдать технологию и иметь все необходимые материалы для работы.

Вернуться к оглавлению

Использование подобных шпал можно рассмотреть на примере фундамента для теплицы. Изготавливать фундамент из деревянных шпал для теплицы нужно начинать с подготовки основания. Понадобится вырыть неглубокие траншеи по всему периметру теплицы. В траншеи шпалы укладываются таким образом, чтобы верхние их кромки были вровень с землей. При неустойчивых, подвижных грунтах фундамент понадобится сделать более глубоким и укладывать шпалы по несколько штук рядом друг на друга.

Существующие варианты соединения фундамента в горизонтальной плоскости:

  1. При помощи строительных скоб.
  2. Внахлест с дополнительным скреплением с помощью гвоздей. Для подобного соединения необходимо сделать выборку в торце каждой из шпал на половину их толщины длиной 20 см.

По вертикали конструкция будет соединяться при помощи арматурных прутьев либо костылей, которые предварительно вставляются в просверленные отверстия.

Основание для бани делается таким же образом, но понадобится внимательнее относиться к вопросу его заглубления. На грунтах, которые подвергаются пучению, нужно опускать его на всю глубину промерзания. Если грунтовые воды находятся глубоко, почва устойчива, вполне может будет обойтись мелкозаглубленным фундаментом.

Изготовить фундамент с использованием шпал достаточно просто, если придерживаться всех правил и иметь необходимые инструменты. Единственное, о чем следует позаботиться — о специальной технике для перемещения шпал.

moifundament.ru

Стандартизованные размеры деревянных шпал

Рассмотрим теперь, собственно, какими могут быть размеры шпалы деревянной (ЖД) в зависимости от типа.

Что касается элементов железнодорожного полотна I типа, то значения должны быть такими:

— толщина — 180 мм (допустимо отклонение в 5 мм);

— высота пропиленных боковых сторон — 150 мм;

— ширина верхней пласти — 180-210 мм;

— ширина нижней пласти — 250 мм (допустимо отклонение в 5 мм);

— длина — 2750 мм (разрешается корректировка в пределах 20 мм).

Касательно шпал II типа, то ее размеры должны соответствовать следующим критериям:

— толщина — 160 мм (допустимо отклонение в 5 мм);

— высота пропиленных боковых сторон — 130 мм;

— ширина верхней пласти — 180-210 мм;

— ширина нижней пласти — 230 мм (допускается отклонение в 5 мм);

— длина — 2750 мм (разрешается изменение в пределах 20 мм).

Читайте также: Строительство гаража из арболитовых блоков. Применение арболита при различных строительных работах Проект гаража из арболитовых блоков

В свою очередь, шпалы III типа должны соответствовать следующим показателям:

— толщина — 150 мм (допускается отклонение в 5 мм);

— высота пропиленных боковых сторон — 105 мм;

— ширина верхней пласти — 140-190 мм;

— ширина нижней пласти — 230 мм (разрешается отклонение в 5 мм);

— длина — 2750 мм (допускается корректировка в пределах 20 мм).

Итак, мы рассмотрели требования к размерам деревянных железнодорожных шпал, что установлены госстандартами. Но в структуре железнодорожного полотна присутствует другой важнейший элемент из древесины, используемый наряду со шпалами — переводные брусья. Исследуем, в свою очередь, стандарты, которые установлены государством в отношении их размеров.

Размеры переводных брусьев: критерии

Как и размеры шпалы, соответствующие показатели для брусьев определяются их типом. Оснований для классификации рассматриваемого элемента железнодорожного полотна также несколько. В числе основных, как и в случае, когда определяются размеры шпалы, — назначение.

Так, брусья могут использоваться:

— на главных путях 1, 2 класса либо 3-го, характеризующихся грузонапряженностью, превышающей 50 млн т/км в год, а также скоростью движения поездов более 100 км/ч;

— на главных путях, относящихся к 2, 3 и 4 классам, подъездных (с интенсивной работой), а также сортировочных и приемоотправочных, что присутствуют на станциях;

— на путях, относимых к 5 классу, включая станционные, классифицируемые как малодеятельные подъездные и прочие, характеризующиеся движением маневрово-вывозного типа.

Указанным путям соответствуют I, II и III типы переводных брусьев.

Как и в случае со шпалами, имеет значение показатель влажности. Так, стандартизованные размеры переводных брусьев, характеризующихся показателем влажности более 22%, должны рассматриваться с учетом необходимого припуска на сушку. Как и в случае со стандартами, определяющими размеры шпалы, в данном случае имеет значение, какая именно порода древесины используется для изготовления брусьев — лиственная или хвойная. В первом случае необходимые критерии содержатся в ГОСТ 6782.1-75, во втором — используются положения ГОСТ 6782.2.-75.

Изучим, как и в случае, когда мы исследовали шпалы деревянные, размеры брусьев соотносительно с их типом.

Монтаж, ремонт и утилизация шпал


Установка железнодорожных путей имеет следующие особенности:

  • Железобетонные опоры и рельсы устанавливают на предварительно подготовленную поверхность, которая состоит из почвы, песка и щебня. Для сохранности шпал в процессе эксплуатации и прохождения по ним поездов, важно сохранить верхний слой земли путем устройства песчаных полос.
  • Железобетонная опора весит немало, и поднять такой вес конструкции не под силу обычному рабочему, монтаж осуществляют с использованием механизированного оборудования. Этот подход снижает применение физической силы и уменьшает стоимость на монтаж изделий. Также механизированный комплекс сокращает время на укладку железной дороги.
  • Для использования железобетонных шпал на протяжении пятидесяти лет, важно диагностировать пути, что позволит выявить деформации и поломки. Проверяют крепежные элементы, исключают поломку, так как она способна привести к нарушению фиксации подкладки, которая издает звуки в момент прохождения по путям состава.
  • Несвоевременное обнаружение поломки крепежных деталей приводит к появлению трещин и частичной или полной поломки шпалы.
  • Когда срок эксплуатации изделия истек или железобетонная опора стала непригодной за счет возможных разрушений, шпалу утилизируют. Утилизация происходит щековой дробилкой, с помощью которой измельчение изделия достигает размера щебня меленькой фракции или средней фракции. Переработанные изделия в дальнейшем используют для засыпки ям.

Ремонтирование железобетонных шпал подразумевает выявление и устранение дефектов и повреждений. Заделывают отколы, выбоины, раковины и трещины. Когда ремонтируется поломка, движение поездов не прекращается, рабочее место ограждают специальным сигнальным знаком. Проводится капитальный ремонт в междуремонтных сроках, где не требуется смена шпал, выполняется ремонт с помощью путевых машинных станций по подготовленным индивидуальным проектам и расчетам. Ремонт железобетонных опор подразделяется на:

  • капитальный;
  • средний;
  • подъемочный;
  • реконструкцию.

По типу верхнего монтажа: укладка на новый щебень или на старый щебень. Для усиления мощности и стойкости путей, в процессе проведения работ по ремонтированию поврежденной детали, используют подрельсовые основания различных конструкций.

Вернуться к оглавлению

Размеры переводных брусьев по типам

Если речь идет о брусьях I типа, то их характеристики должны соответствовать следующим значениям:

— толщина -180 мм (допускается корректировка в пределах 5 мм);

— ширина верхней пласти — 220 мм (уширенная), 200 мм (широкая);

— ширина нижней пласти — 260 мм;

— высота пропиленной боковой стороны — 150 мм.

— ширина бруса по непропиленным элементам — 300 мм;

Брусья II типа должны обладать следующими характеристиками:

— толщина -160 мм (допускается отклонение в пределах 5 мм);

— ширина верхней пласти 220 мм (уширенная), — 175 мм (нормальная);

— ширина нижней пласти — 250 мм;

— высота пропиленной боковой стороны — 130 мм.

— ширина бруса по непропиленным элементам — 280 мм;

В отношении брусьев III типа установлены следующие стандарты:

— толщина — 160 мм (разрешается отклонение в пределах 5 мм);

— ширина верхней пласти — 200 мм (широкая), 175 мм (нормальная);

— ширина нижней пласти — 230 мм;

— высота пропиленной боковой стороны — 130 мм;

— ширина бруса по непропиленным элементам — 260 мм.

Мостовые брусья: специфика стандартизации

Итак, мы рассмотрели, каковы стандарты, регулирующие размеры шпалы деревянной (ЖД) и дополняющего ее в структуре железнодорожных полотен бруса. Но есть еще один важный компонент соответствующих магистралей. Речь идет о мостовых брусьях. Подобно тому, как регулируется размер ЖД-шпалы, данный показатель для рассматриваемого компонента железнодорожных полотен также фиксируется в госстандартах. Изучим данную специфику подробнее.

Материал изготовления мостовых брусьев — древесина. Их размер соотносится с одним параметром — величиной поперечного сечения, а также допустимыми показателями отклонения. Главное требование к брусьям — прямоугольная форма. Соответствующие элементы железнодорожных магистралей бывают с сечением:

— 220 на 240 мм;

— 220 на 260 мм.

Мостовые брусья обоих типов, однако, должны иметь одинаковую длину — 3250 мм. Но в части стандартизации предельных отклонений показатели могут разниться. Так, для брусьев с сечением 220 на 240 мм предельное отклонение может быть: минус 2 мм (по толщине), 15 мм (по длине). Касательно второго типа железнодорожных элементов показатели иные. Так, корректировки по толщине для брусьев с сечением 220 на 260 мм не предусмотрены, так же как и по длине, но по ширине соответствующее значение, что установлено в стандарте, составляет 3 мм.

Можно отметить, что по согласованию с заказчиком могут быть изготовлены брусья с иными сечениями — 220 на 280 и 240 на 300 мм, обладающие длиной 4,2 м.

Как и в случае со стандартами, регулирующими размер шпалы деревянной (железнодорожной), показатели длины мостовых брусьев установлены для изделий в пределах определенного уровня влажности. В данном случае — 20%. Если мостовые брусья будут обладать большей влажностью, то необходимо рассматривать требования к размеру с учетом необходимых припусков на усушку — в соответствии с ГОСТ 6782.1-75.

Применение железобетонных шпал, технические характеристики, изготовление

› Изделия из Бетона › Перемычки

11.04.2019

Обратив внимание на историю железных дорог, можно заметить, что существовало несколько видов подпорок, укладываемых под рельсы: плиты из камня, опоры из дерева. Позже железобетонные шпалы стали надежным решением.

Шпалы из железобетона

Опоры из камня отличались сложностью обработки, на них быстро возникали трещины. Деревянные шпалы предварительно смолили, чтобы защитить от негативных атмосферных воздействий. Однако через небольшой промежуток времени им требовалась замена.

Шпала железобетонная — балка, имеющая переменное сечение. Они снабжены площадками для установки рельсов, имеют отверстия для соединения болтов рельсошпального скрепления. При изготовлении изделий используется предварительное натяжение арматуры.

В случае использования преднапряженного материала появляется возможность применения изделий меньшего размера, что приводит к экономии на бетоне и арматуре, транспортных расходах, упрощении монтажа.

https://youtu.be/6ichCHot—4

Заводы по производству изделий из железобетона расположены как Москве, так и в других городах России. Опоры из ж/б востребованы повсюду, спрос на них постоянно растет.

Где применяются

Жб шпалы часто применяют в процессе устройства бесстыковых ж/д путей. В этих случаях между стыками рельсов расстояние больше стандартного (25 м), что обеспечивает более высокую скорость движения железнодорожного транспорта и уменьшает эксплуатационные расходы.

Железобетонные шпалы: классификация

Альтернативой деревянным шпалам могут быть железобетонные. Данные изделия задействуются на магистральных путях. Относятся к категории предварительно напряженных. Задействуются при укладке рельс типов Р75, Р65, а также Р50. Есть достаточно много оснований для классификации железобетонных шпал:

— по виду скрепления с рельсами;

— по разновидности напрягаемой арматуры;

— по электроизолирующим характеристикам;

— по уровню качества изготовления.

В данном случае нас интересует первый критерий — способ, посредством которого крепится к рельсам шпала железобетонная. Размеры изделия и прочие его важнейшие характеристики определяются именно исходя из особенностей соответствующего механизма. Так, в зависимости от типа крепления к рельсам шпалы бывают:

— типа Ш1, предназначенные для раздельного скрепления с использованием болтов посредством фиксации подкладки на шпале;

— типа Ш2, предназначенные для нераздельного скрепления с использованием болтов посредством прикрепления к шпале не только подкладки, но также и рельса;

— типа Ш3, предназначенные для нераздельного скрепления с использованием болтов посредством непосредственного прикрепления к шпале рельса.

Использование в строительстве и ЖД

Основное назначение железобетонных шпал — это использование их при строительстве железнодорожных путей. Основные особенности при возведении:

  • Опоры и рельсы должны устанавливаться на предварительно подготовленный грунт, который обычно состоит из песка, щебня и почвы.
  • Для установки шпал в отведенное место приходится применять специальную технику, так как поднять человеку такое изделие тяжело. Кроме того, значительно сокращается время установки и снижаются материальные затраты на организацию труда.
  • Чтобы шпалы служили долго, их нужно время от времени проверять: осматривать крепление и прокладку.
  • Если вовремя не обнаружить поломку крепежной детали, то на шпалах могут появиться трещины, что приведет к полной поломке материала.
  • По прошествии срока эксплуатации шпалу утилизируют при помощи щековой дробилки. Полученный состав используют при засыпке ям.

ЧИТАТЬ Как правильно постелить ламинат на бетонный пол своими руками

Железнодорожные шпалы приходится периодически ремонтировать — заделывать отколовшиеся части, трещины, выбоины. Причем во время ремонта движение поездов не останавливается, рабочий участок просто ограждают соответствующим знаком. В общих чертах ремонт бывает четырех видов:

  • Капитальный.
  • Обычный.
  • Подъёмный.
  • Реконструкционный.

Нередко отработанные железобетонные шпалы используют при возведении фундамента дома или дачи, экономя средства. Стоит отметить, что построить огромный коттедж или другое массивное здание на основе бывших в употреблении шпал не получится из-за высокого удельного веса строений.

Использовать при возведении постройки можно как железобетонные изделия, так и деревянные. Однако у первых есть несколько весомых преимуществ:

  • Служит фундамент из железобетона более 50 лет.
  • Стоимость возведения фундамента значительно ниже постройки из других материалов.
  • Бывает, что ЖД материал можно получить бесплатно, так как его списывают.
  • Конструкция получится более прочной и мощной, в отличие от деревянного фундамента.

ЧИТАТЬ Создание дорожек из бетона на даче своими руками

Точно сказать сколько весит бетонная шпала нельзя, но уложить их вручную будет тяжело.

Железобетонные шпалы: размеры и прочие параметры

Важнейший критерий, определяющий требуемые параметры железобетонной шпалы — отнесение ее к одному из вышеперечисленных типов.

Так, если речь идет о шпале, классифицируемой как Ш1, то она должна обладать следующими характеристиками:

— требуемая дистанция между упорными кромками — 2020 мм;

— расстояние между соответствующими кромками одного конца изделия — 406 мм;

— высота изделия в подрельсовом сечении — 193 мм;

— высота изделия в среднем сечении — 145 мм.

Шпала типа Ш2 должна обладать следующими характеристиками:

— дистанция, разделяющая упорные кромки — 2020 мм;

— расстояние между соответствующими кромками одного конца изделия — 406 мм;

— высота изделия в подрельсовом сечении — 193 мм;

— высота изделия в среднем сечении — 145 мм.

Шпала, классифицируемая как Ш3, должна соответствовать следующим параметрам:

— дистанция, разделяющая упорные кромки — 1966 мм;

— расстояние между соответствующими кромками одного конца изделия — 359 мм;

— высота в подрельсовом сечении — 193 мм;

— высота в среднем сечении — 145 мм.

Таковы основные характеристики, которыми, в соответствии с госстандартами, должна обладать шпала железобетонная. Размеры ее в части длины и ширины чаще всего фиксированные — соответственно 2700 и 300 мм. Отклонений, сравнимых с теми, что зафиксированы в отношении деревянных изделий, для железобетонных элементов в госстандартах не предусмотрено. Размер железнодорожной шпалы соответствующего типа не предполагает вариативности соотносительно с влажностью и иными факторами окружающей среды.

Типы

Шпалу из железобетона разделяют на следующие типы, которые зависят от стойкости к возможным трещинам, качества и точной ширины, длины и других размеров изделия:

  • Опора первого сорта.
  • Опора второго сорта. Отличается низкой степенью стойкости к трещинам, геометрические размеры не нуждаются в высоких требованиях.

По типу рельсового крепления бывают следующих видов:

  • Ш-1,с раздельным типом клемно-болтовым соединением, которое фиксируется к опоре с использованием прокладки и болта.
  • Ш-2 нераздельного вида крепления.
  • Ш-3 имеют схожесть с опорами Ш-2, но различаются по способу крепления.

Шпалы из железобетона различны по классу, по наличию электроизоляции и типу применяемой арматуры. Железобетонные шпалы имеют отличия по параметрам электроизоляции:

  • изолированные;
  • неизолированные, без изолирующих вкладышей.

Вернуться к оглавлению

Шпалы деревянные и железобетонные: общие моменты и ключевые различия

Какие еще принципиальные различия можно отметить между железобетонными и деревянными элементами? Первое, чем отличаются, таким образом, шпалы — размеры. Вес — также значимый критерий несхожести соответствующих изделий. Показатель для деревянных шпал — порядка 80-85 кг, железобетонных — около 270 кг. Область применения и тех и других различается не так значительно. Шпалы деревянные, размеры которых мы исследовали в первую очередь? исторически предшествовали железобетонным, но до сих пор не утратили своей актуальности. Более того, они имеют ряд важнейших преимуществ — это дешевизна, легкость транспортировки, замены и транспортировки, устойчивость к перегрузкам.

Характеристика шпал, укладка шпал

Путь на деревянных шпалах
Длина шпал зависит от ширины колеи. В России применяют железобетонные шпалы длиной 270 сантиметров и деревянные длиной 275, 280 или 300 сантиметров. Под стрелочными переводами укладывают длинные разновидности шпал — стрелочные брусья, длина которых доходит до длины двух шпал.

В некоторых случаях взамен шпал применяются сплошные блочные основания в виде плит или рам, выполненные из железобетона или металла.

Количество шпал на один километр железнодорожного пути называется эпюрой укладки шпал

. Это значение в разных странах колеблется от 1000 до 2200 шпал. Стандартные значения для России 2000, 1840, 1600 либо 1440 шпал/километр[1]. В основном применяется эпюра 1840 шт/км (46 шпал на 25 метров) на прямых участках и 2000 шт/км в кривых[7]. На деревянные шпалы расходуется очень много леса, но они, в отличие от железобетонных, лучше смягчают тряску; чаще всего применяются для трамвайных путей.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
Adblock
detector