Железобетонные трубы. проектирование и изготовление

Чаще всего при изготовлении трубопроводов используются надежные металлические или полимерные материалы. Вместо них при выполнении дорожных и строительных работ применяют трубы железобетонные, обладающие жесткостью и способностью выдерживать большие нагрузки.

При выполнении дорожных и строительных работ применяют трубы железобетонные, обладающие жесткостью и способностью выдерживать большие нагрузки
При выполнении дорожных и строительных работ применяют трубы железобетонные, обладающие жесткостью и способностью выдерживать большие нагрузки.

Сфера применения

Для изготовления бетонных труб используется сверхпрочный бетон. В результате полученные детали способны проводить различные жидкости. Построенный из них трубопровод стоит относительно недорого, отличается большими сроками эксплуатации и не требует сложного ухода. Применяются ЖБ-трубы во многих сферах производства и в частных хозяйствах. Без бетонных труб трудно обойтись при:

  • организации магистрального коллектора, отводящего промышленные стоки и нечистоты на производстве, в быту;
  • сооружении ливневых стоков;
  • обустройстве водоотведения под автодорогами;
  • строительстве магистральных линий, транспортирующих жидкости на большие расстояния.

Цилиндрические раструбные детали отличаются высокой прочностью, используются при строительстве фундаментов, опор и других элементов зданий.

Применение железобетонных труб

Сначала необходимо определить, для чего используются такие трубы. Сфера применения жб труб достаточно широка: их можно использовать для обустройства различных канализаций, а также для транспортировки некоторых жидкостей. Говоря о конкретных примерах использования, можно привести следующее:

  • Организация канализаций и магистральных коллекторов для отвода бытовых и промышленных стоков;
  • Постройка ливневых стоков;
  • Устройство водоотведения через автодороги;
  • Сборка магистралей для транспортировки жидкости с неагрессивным химическим составом.

трубы железобетонные раструбные

Читайте также: Опалубка перекрытий на телескопических стойках

Прочность таких труб также позволяет использовать их для заливки фундамента или сборки различных опор.

Основные характеристики ЖБ-труб

Конструктивные материалы из бетона выполняются с соблюдением нормативов ГОСТ (государственных стандартов), которые предусматривают следующие параметры:

  • отсутствие трещин на стенках снаружи и изнутри;
  • детали с обозначениями ТС, ТСП, ТБП, ТБ комплектуются резиновыми уплотнительными кольцами для обеспечения герметизации стыкового соединения.

Маркировка изделий наносится на поверхность у конца детали. Они выпускаются с раструбами и без них, отличаются друг от друга различными диаметрами круглого или овального сечения и длиной. Вес изделий большой, поэтому требуется спецтехника для монтажа коммуникаций.

Маркировка изделий наносится на поверхность у конца детали
Маркировка изделий наносится на поверхность у конца детали.

Достоинства и недостатки железобетонных труб

Цилиндрические раструбные детали из железобетона получили большое распространение и часто используются в сборке магистралей различного назначения. Отдельные звенья легко стыкуются друг с другом и служат в качестве безнапорных сооружений для удаления канализационных отходов естественным путем (самотеком).

К достоинствам следует отнести:

  • высокую прочность;
  • способность работать при низких и высоких температурах;
  • в соединении отдельных звеньев помогают специальные фальцы и раструбы;
  • внутренние поверхности ЖБ-труб гладкие;
  • бетон имеет антикоррозийную стойкость и не боится гниения;
  • материал изделий является диэлектриком и сопротивляется воздействию в почве блуждающих токов;
  • пожаробезопасность;
  • длительный срок эксплуатации (50-70 и более лет).

Высокая прочность позволяет бетонным магистралям выдерживать большие нагрузки. Благодаря этой способности их прокладывают под железными и автомобильными дорогами. Резистентность к перепадам температур дает возможность использования железобетонных труб в условиях жары и холода. Они применяются в создании трубопроводов в условиях повышенной влажности.

Железобетонные напорные и безнапорные трубные изделия имеют и недостатки:

  • большая масса;
  • разрушение материала в агрессивной среде.

При большом весе невозможно обойтись без специальной техники при укладке каналов и трасс.

Преимущества железобетонных труб

Такие трубы всегда отличались повышенной надёжностью и прочностью. Также различные способы изготовления позволяют добиваться необходимой прочности за небольшие деньги не только снаружи, но и внутри трубы.

трубы железобетонные безнапорные

Список основных преимуществ железобетонной трубы можно продолжать очень долго:

  1. Дешёвый процесс изготовления гарантирует невысокую цену на готовое изделие;
  2. Трубы устойчивы к различным температурным воздействиям, причём изделия из специального состава могут применяться в особо агрессивной среде;
  3. Толщина стенок и надёжность железобетонной конструкции позволяет добиться самой высокой прочности среди аналогов;
  4. Установка раструбным или фальцевым соединением достаточно проста, однако особо крупные трубы невозможно установить без специальной подъёмной техники, поэтому тяжёлый вес таких конструкций стоит отнести к минусам;
  5. Железобетонные трубы совершенно не боятся коррозии или гниения, что значительно превозносит их над металлическими аналогами;
  6. Бетон – отличный изолятор, поэтому трубам из такого материала не страшны блуждающие токи, которые также являются большой проблемой металлических труб;
  7. В сроке эксплуатации такие трубы способны конкурировать с некоторыми полимерными изделиями, ведь их срок службы составляет приблизительно 50 лет.

Минусов у данной трубы немного, однако они весьма существенны. Как говорилось выше, тяжёлый вес труб и невозможность установки без специальной техники – серьёзная проблема, приводящая к дополнительным затратам. Ещё одним существенным минусом является слабая устойчивость к агрессивным жидкостям, с которыми не справится даже специальный состав бетона.

железобетонные трубы

Есть также один незначительный минус – шероховатость внутренней стенки, которая снижает пропускную способность трубы. Чтобы исправить такой недостаток, трубы зачастую обрабатывают специальным составом.

Читайте также: Заливка бетона с миксера — есть ли преимущества?

Значительная прочность к внешним физическим воздействиям нивелирует данные недостатки, поэтому труба пользуется большим спросом при организации промышленных систем водопровода и постройке различных оснований или фундаментов.

Разновидности железобетонных труб

Сегодня в продаже можно найти трубы из ЖБ:

  • напорные;
  • безнапорные;
  • безнапорные раструбные;
  • раструбные.

трубы из ЖБ безнапорные трубы из ЖБ напорные трубы из ЖБ безнапорные раструбные

Каналы для транспортировки жидкостей прокладываются из безнапорных изделий. Процесс их изготовления происходит с применением тяжелых марок бетона (В25 и выше). Водонепроницаемость бетонной смеси — W6, морозостойкость — F300. Чаще всего длина выпускаемых изделий колеблется в пределах 2,5-5 м, внутренний диаметр — 400-1600 мм. Применяются звенья из бетона в различных областях гражданского и промышленного строительства, кроме прокладки каналов под автомагистралями I и II категории.

По несущей способности ЖБ-изделия делятся на классы:

  • прочность 3 группы — выдерживает засыпку грунтом на высоту 6 м;
  • 2 группа выдерживает нагрузку слоя грунта толщиной 4 м;
  • изделия прочности 1 группы — 2 м.

Жидкость в них транспортируется за счет небольшого (2-3º) наклона системы. При расчетах следует помнить: сечение потока жидкости меньше диаметра конструкции на 5%.

Раструбные детали в качестве соединительного элемента имеют раструб, представляющий собой расширение трубы. Другой конец изделия сужен. Такие детали используются в строительстве подземных сооружений для транспортировки жидкостей. Чаще всего это сооружение ливневой канализации и водопропускных объектов под автомобильными и железными дорогами.

Раструбные изделия производятся методами центрифугирования и вибропрессования из бетона тяжелых марок. Размеры труб: длина — от 2,5 до 5,5 м, внутренний диаметр — 400 — 2000 мм. Такие ЖБ-детали имеют наибольшее распространение в силу легкости их соединения при обустройстве самотечных каналов. Поверхность раструба и втулочный ступенчатый элемент соединяются друг с другом с помощью резиновых колец, обеспечивающих высокую степень герметизации стыка.

На изготовление напорных изделий тоже расходуется высокопрочный бетон. Содержимое в таких конструкциях передвигается под давлением, создаваемым специальными насосами. Напорные трубы имеют толстые стенки (до 10% от диаметра). Используются изделия при строительстве водоотводящих систем под транспортными магистралями. В частных хозяйствах не применяются.

На изготовление напорных изделий тоже расходуется высокопрочный бетон
На изготовление напорных изделий тоже расходуется высокопрочный бетон.

Поставка железобетонных труб и продукции для дорожного строительства

Трубы жби

можно отнести к одним из наиболее значимым и востребованным строительным материалам. Область применения их весьма обширна,
бетонные трубы цена
которых зависит от их типа, применяются при возведении водопропускных сооружений, данные изделия предназначены для транспортировки жидкости. Только есть одно условие, жидкости не должны быть агрессивными к железобетону, чтобы не разрушать их внутреннею поверхность. Чаще всего трубы железобетонные используются для строительства ливневой канализации (водопропускные, безнапорные). Основными показателями, указывающими на их выбор для строительства являются: цены производителя , прочностные характеристики, и, конечно же, доступность и понятность материала. Их продажа – дело ответственное.

Производство железобетонных труб (водопропускные, дорожные

, напорные, раструбные, прямоугольные) освоено несколько десятков лет назад и постоянно подвергается модернизации и совершенствованию. Современный метод производства – вибропрессование (вибропрессованные ж/б трубы) – позволяет производить крупные партии товара с высокими качественными показателями, цены на которые довольно приемлемы. Они пользуются наибольшим спросом т.к. превосходят по основным показателям железобетонные трубы, произведенные по классической технологии – методом центрифугирования. Центрифугированные (безнапорные) водопропускные трубы имеют более грубую и шершавую поверхность, так же они менее прочные, данная технология производства присутствует на небольшом количестве. На современных предприятиях по производству железобетонных труб (ЖБИ), производители устанавливают лучшие производственные линии передовых компаний. Осуществляется продажа их в Германии, Франции, Дания, включающие в себя пропарочные камеры, вибропрессовальное оборудование, а также оборудование для увязки (формирования) каркасов бетонных труб. Все эти узы производственной линии и обеспечивают бесперебойное изготовление высококачественной продукции, цены на которые радуют покупателей. Несмотря на присутствие огромного количества заводов железобетонных изделий в каждой области, далеко, не каждое предприятие может указать в прайс-листе такую продукцию, как ж/б трубы. В некоторых регионах, вообще, нет предприятий ЖБИ, которые бы осуществляли
производство железобетонных труб
и строительным компаниям приходится приобретать прайс на данную продукцию в соседних регионах (цена и продажа везде разная). Поэтому, продажа таких изделий очень востребована и производители, а также их производство очень ценится покупателем. Доставка осуществляется автомобильным или железнодорожным транспортом согласно прайс листу.
Трубы бетонные
прекрасно переносят транспортировку и очень часто отправляются в многокилометровые путешествия (300-1500 км.) до объекта строительства.

Читайте также: Цемент Д0 и Д20: характеристики и сфера применения

Блок бетонный б 5

изготавливается из тяжелого бетона, благодаря чему он обладает дополнительной прочностью , как к физическому воздействию, так и к агрессивному химическому. При производстве блоков Б5 используются только бетон тяжелых марок М200 и М300,а необходимый класс морозостойкости и водонепроницаемости диктуется условиями конкретного проекта.

Водопропускная труба под дорогой

– это искусственное сооружение, пропускающее под дорожными насыпями небольшие постоянные или действующие периодически водотоки. В ряде случаев такие трубы могут также играть роль тоннельных путепроводов или скотопрогонов. В процессе проектирования дороги, особенно в случаях, когда насыпь имеет небольшую высоту, чаще всего встает выбор между одним из двух возможных типов сооружения – труба или малый мост.
Водопропускные трубы дорогах
являются предпочтительным вариантов в случае незначительных отличий технико-экономических показателей данных сооружений по следующим причинам:

  • Водопропускные трубы на автомобильных дорогах
    не вызывают нарушения непрерывности как земляного полотна, так и верхнего строения данного пути;
  • Водопропускные трубы цена
    которых дешевле малого моста, так же являются более выгодными в ремонте и эксплуатации;
  • В случае, когда засыпка над трубой имеет высоту, превышающую 2 м, снижается влияние временных нагрузок на сооружение и практически исчезает с увеличением данной высоты.

Маркировка ЖБ-труб

Железобетонные изделия маркируются в зависимости от функционального назначения. Маркировка, состоящая из букв и цифр, наносится на поверхность раструба или на конец трубы.

Маркировка детали Характеристика изделия
Т Цилиндрическая деталь в форме конуса, имеющего втулочный элемент. Комплектуется резиновым уплотнительным кольцом.
ТН Для напорных каналов с установкой дополнительных насосов.
ТП Изделия, напоминающие Т-трубы. Стыковка происходит с помощью раструбов.
ТБ Выпускаются с упорным буртиком и комплектуются кольцами из резины для герметизации стыков.
ТБП Имеют в составе подошву.
ТС Изделия со ступенчатой поверхностью и резиновыми уплотнителями.
ТСП Трубы из ЖБ с подошвой.
ТФП Фальцевые детали с резиновыми уплотнителями.
ТБФП Фальцевые с подошвой изделия
ТО Напоминают ТБФП, имеют отверстие овальной формы.
ТЭ Отверстия в форме эллипса.

Цифры в маркировке изделий обозначают:

  • первая — характеризует внутреннее сечение изделия;
  • вторая — длина железобетонного трубного изделия в дециметрах;
  • последняя — несущая способность трубы.

Например, в маркировке ТБ 40.25-2 буквы и цифры обозначают следующее:

  • ТБ — имеется соединение в форме раструба;
  • 40 — внутренний диаметр равен 40 см;
  • 25 — полезная длина изделия 2,5 м;
  • 2 группа, означающая высоту грунта не более 4 м.

Иногда применяется дополнительная буква, характеризующая проницаемость труб и стойкость к некоторым веществам:

  • О — проницаемость особо низкая;
  • П — пониженная;
  • Н — нормальная проницаемость;
  • Щ — стойкость к щелочным средствам;
  • К — стойкость к кислотам.

Цифровая и буквенная маркировка дает представление об изделии, о его габаритах и свойствах.

Трубы ЖБИ в ассортименте

Трубы ЖБИ и элементы трубопроводов производятся на нашем заводе с соблюдением соответствующих технологий, подразумевающих использование современного оборудования и высококачественного сырья. Ассортимент завода ЖБИ-4 представлен следующими модификациями труб:

  • Трубы безнапорные раструбные. Эти изделия, представляющие собой полые трубы с раструбом на одном конце, различаются:
    • по длине,
    • внутреннему диаметру,

  • толщине стенок.

ЖБИ данной модификации используются при обустройстве системы подземного трубопровода, предназначенной для отвода грунтовых и талых вод. Могут эксплуатироваться для отведения жидкостей промышленного значения, состав которых оптимален для использования железобетона.

  • Трубы фальцевые. Это полые трубы длиной 120 см, различающиеся толщиной стенок и размером внутреннего диаметра. На нашем заводе железобетонных изделий производятся ЖБИ этой категории с армированием и без него.

Используются фальцевые трубы для возведения самых разных строительных объектов, в том числе и для обустройства подземных коммуникаций, но они не предназначены для эксплуатации под насыпями. Основная их задача – транспортировка и отведение технических жидкостей, сточных и талых вод.

  • Лекальные блоки. В ассортименте нашего завода ЖБИ не только трубы, но и элементы, без которых обустройство трубопровода невозможно. Как раз такими элементами являются лекальные боки, используемые для фиксации круглых труб при обустройстве трубопровода. Для этой цели в таком блоке предусмотрена специальная полукруглая выемка, соответствующая по размеру габаритам используемых труб.

Монтируются данные ЖБИ под дорожные фундаментные плиты. Производят их из тяжелого бетона с армированием.

  • Трубы коллектора. Эти полые, круглые изделия отличаются не только внушительными габаритами (внутренний диаметр 200-350 см), но и долговечностью, устойчивостью к серьезным нагрузкам. Коллекторные трубы часто проходят под автомагистралями и дорожными насыпями, так что их конструкция рассчитана на внушительное давление грунта и движения транспорта.
  • Асбестоцементные трубы и муфты. Долговечные, надежные и обладающие целым рядом преимуществ по отношению к металлическим аналогам, асбестовые трубы от завода ЖБИ-4 активно используются в самых разных отраслях строительства.

Они представляют собой довольно протяженные – до 5 м в длину полые трубы небольшого диаметра. На нашем сайте представлены напорные и безнапорные модификации этих изделий.

Особенности монтажа железобетонных труб

При монтаже железобетонная деталь располагается так, чтобы совпадали торец и метка. Уплотнительное резиновое кольцо устанавливают на конец трубы на минимальном расстоянии от соединительной муфты. С помощью специальных инструментов труба перемещается до стыковки с муфтой. Одновременно выполняется закатка уплотнительного элемента.


При монтаже железобетонная деталь располагается так, чтобы совпадали торец и метка.

Трубы в местах стыков дополнительно заделываются пеньковой прядью, которая предварительно просмаливается битумным составом. После заделки стыки для большей плотности, надежности и герметичности можно зачеканить асбесто-цементным составом, в который входит 30% асбеста и 70% цемента.

Подобные изделия выпускаются многими предприятиями. Вместе с трубами круглого сечения производятся прямоугольные и квадратные элементы, применяемые в качестве перекрытий и опор строительных конструкций, лотков для стока воды. Заводы выпускают специальные кольца колодезные для облицовки водяных скважин, плиты лестницы и аэродромные. Из отдельных видов ЖБ-труб изготавливают сваи забивные для возведения фундаментов. Схемы использования изделий разные.

Технология производства железобетонных труб

Таблица 4

Параметр шероховатости по ГОСТ 2789-73 Допускаемые значения параметров шероховатости, мм, труб категорий по шероховатости
Наименование Обозначение первой второй
Среднее арифметическое отклонение профиля Ra 0,1 0,06
Средний шаг неровностей профиля Sm 4 6

Примечание. Параметры шероховатости внутренней поверхности труб не являются браковочными до 01.01.93.

На поверхностях труб не допускаются:

— трещины на наружной и внутренней поверхностях труб;

— наплывы и околы, а также раковины диаметром более 3 мм и глубиной более 2 мм на стыковых поверхностях раструба и втулочного конца труб;

— раковины диаметром более 10 мм и глубиной более 2 мм на остальной наружной поверхности;

Читайте также: Нужно ли утеплять фундамент дома без подвала

— наплывы и околы бетона ребер на торцевых поверхностях труб высотой (глубиной) более 5 мм;

— следы (риски) шириной и глубиной более 1,5 мм на стыковой поверхности раструба от шлифовального инструмента;

— более трех раковин на площади 0,01 (100х100 мм) на любом участке стыковой поверхности.

Раковины на трубах и околы бетона ребер торцовых поверхностей, размеры которых превышают указанные в п. 2.16, допускается устранять путем заделки нетоксичными материалами, предохраняющими арматуру труб от коррозии и предотвращающими фильтрацию воды между уплотняющим резиновым кольцом и бетонной поверхностью.

Трубы не должны иметь отслоений наружного защитного слоя бетона. Отслоения защитного слоя бетона размерами в кольцевом и продольном направлениях трубы, не превышающими значения 0,4d, допускается устранять с применением материалов, предохраняющих арматуру от коррозии. Концы продольной напрягаемой арматуры труб не должны выступать из бетона и должны быть вместе с прилегающими участками поверхности бетона покрыты цементно-казеиновой обмазкой толщиной 0,5 — 0,6 мм. Состав обмазки по массе 1:0,05:0,4 (цемент, казеиновый клей, вода). Допускается применять обмазки из других нетоксичных материалов, обеспечивающих коррозионную и механическую стойкость покрытия. В случае предусмотренной проектом защиты трубопровода от электрокоррозии, вызываемой блуждающими токами, по требованию потребителя, трубы изготовляют со специальными закладными изделиями, соединенными с арматурой труб, для устройства электрических перемычек между арматурой смежных труб. Конструкцию и способ установки закладных изделий в трубах следует принимать по ГОСТ 12586.1-83. Прочностные характеристики напорных труб должны обеспечивать их эксплуатацию с расчетными внутренними давлениями для соответствующего класса при высоте засыпки над трубой 2 м в усредненных условиях укладки, которым соответствуют: 1) основание под трубой — грунтовое профилированное с углом охвата 90°; 2) засыпка — грунтом плотностью 1,8 т/м3 с нормальным уплотнением; 3)временная нагрузка на поверхности земли НГ-60. Несмотря на большой вес, трубы железобетонные довольно просты в эксплуатации при монтаже. Доставка железобетонных труб осуществляется железнодорожным и автомобильным транспортом. Транспортирование и хранение безнапорных труб осуществляется по ГОСТ 13015-2003. Трубы следует хранить на складе готовой продукции в штабелях рассортированными по маркам. Трубы полезной длиной менее 5 м допускается хранить в вертикальном положении при обеспечении их устойчивости. Число рядов труб по высоте должно быть не более указанного в табл. 5.

Таблица 5

Диаметр условного прохода трубы d, мм, Число рядов труб по высоте
От 400 до 1000 включ. 4
1200 3
От 1400 до 2400 включ. 2

Под нижний ряд труб штабеля должны быть уложены параллельно друг другу две подкладки на расстоянии 0,2 м длины трубы от ее торцов. Конструкция подкладок не должна позволять раскатываться нижнему ряду труб. Напорные трубы перемещают с помощью траверс, не допускающих повреждения труб. Перекатка труб допускается только по каткам, укладываемым с таким расчетом, чтобы трубы не опирались раструбами и втулочными концами на катки или пол. Трубы следует хранить на складе готовой продукции в штабелях рассортированными по маркам. Число рядов труб по высоте должно быть не более указанного в табл. 6.

Таблица 6

Диаметр условного прохода трубы d, мм Число рядов труб по высоте
От 500 до 1000 включ. 4
1200 3
1400 до 1600 2

Под каждый нижний ряд труб штабеля должны быть уложены две подкладки на расстоянии 1 м от торцов труб. Конструкция подкладки не должна позволять раскатываться первому ряду труб. Подкладки устанавливают параллельно под цилиндрическую часть труб.

На месте постоянного складирования труб подкладки следует закреплять на площадке.

Трубы в рядах укладывают так, чтобы раструбы двух рядом лежащих труб были обращены в разные стороны. Трубы каждого последующего ряда располагают по длине перпендикулярно к предыдущему ряду.

При погрузке труб на транспортные средства и их выгрузке должны соблюдаться меры предосторожности, исключающие возможность повреждения труб.

Автомобили или железнодорожные платформы, предназначаемые для перевозке труб, должны иметь седлообразные подкладки, исключающие возможность смещения и соприкасания труб.

При выполнении погрузочно-разгрузочных работ с трубами не допускаются:

— применение цепей и тросов с узлами или выступами, которые могут повредить бетон;

— переноска труб при закреплении троса в одной плоскости или путем пропуска его через трубу, а также с помощью крючков, зацепляемых за концы трубы;

— перемещение труб по земле волоком;

— разгрузка труб со свободным падением;

— свободное (без торможения) перекатывание труб по наклонным плоскостям;

— перемещение труб без катков или без подкладок.

    1. Обоснование выбора сырья, материалов и их технологическая характеристика.

Большая экономичность изделий из бетона состоит в том, что для их производства применяют свыше 80% объема местного сырья — песка, щебня, гравия, побочных продуктов промышленности в виде шлака, золы и др. По некоторым зарубежным данным, количество энергии, требующейся для производства бетонных материалов, является минимальным по сравнению с энергией (приведенной к единому эквиваленту), необходимой для изготовления стали, алюминия, стекла, кирпича, пластмасс. Для затворения порошкообразных вяжущих в тестообразное состояние и получения бетонной смеси используют обычную воду — питьевую из водопровода или речную, озерную и др. Расход воды также ниже, чем при производстве стали. После твердения тесто образует камень, например, цементный камень (микроконгломерат), а уплотненная бетонная смесь — бетон (конгломерат). Часть объемов в бетоне, заполнителе и камне занимают поры и капилляры разного размера и в различном количестве.

Для бетонов применяются почти все разновидности неорганических вяжущих, соответственно чему бетоны разделяются на цементные, гипсовые, силикатные, шлаковые, специальные (на фосфатных, магнезиальных и других вяжущих). Для них применяются также все разновидности заполнителей, соответственно чему бетоны разделяют на плотные, пористые, специальные. При объединении вяжущих и заполнителей в принятых по составу количествах получают множество технических решений при производстве искусственных строительных конгломератов различного назначения. Если этих двух компонентов окажется недостаточно, тогда вводят дополнительные вещества (добавки).

Исходные материалы, применяемые в производстве железобетонных труб, подразделяют на основные и вспомогательные.

К основным материалам относятся:

— портландцемент марки не ниже 400 по ГОСТ 10178-85 для изготовления труб, предназначенных к эксплуатации в грунтах и грунтовых водах с содержанием сульфат — ионов до 5000 мг/л;

— сульфатостойкий портландцемент марки не ниже 400 по ГОСТ 22266-94 для изготовления труб, предназначенных для эксплуатации в грунтах и грунтовых водах с содержанием сульфат — ионов св. 5000 мг/л; — песок по ГОСТ 26633-91. Фракции песка более 5 мм подлежат отсеву;

— щебень по ГОСТ 8267-93, фракции до 20 мм;

— вода по ГОСТ 23732-79 для приготовления бетона труб;

— горячекатаная лента толщиной 4 мм из углеродистой качественной конструкционной стали марки 08кп или 10кп по ГОСТ 1050-88 для изготовления калиброванных соединительных колец (втулка, раструб) и закладных изделий электрохимзащиты;

— арматурная проволока класса Вр-I диаметром 5 мм по ГОСТ 6727-80, класса Врп-I диаметром 6 мм по ТУ 14-170-119-80 или класса СЭТО по ТУ

14-4-1120-82 для армирования труб;

— проволока цинковая или алюминиевая диаметром 1 — 2,2 для металлизации калиброванных соединительных колец. Сорта проволоки алюминиевой AT (твердая, нагартованная), АПТ (полутвердая, полунагартованная) и AM (мягкая, отожженная).

К вспомогательным материалам относятся:

— кольца резиновые уплотнительные круглого поперечного сечения диаметрами 16 и 24 мм, для герметизации стыков труб при гидравлических испытаниях и при монтаже трубопровода;

— смазка эмульсионная ОЭ-2 для смазки раструбных и втулочных торцевых шаблонных колец в соответствии с Инструкцией по приготовлению и применению эмульсионной смазки ОЭ-2 для форм при производстве железобетонных изделий;

— краска маркировочная ФЛ-59 по ТУ 1043-79 для маркировки труб;

— растворы марок КМ по ТУ 38-10796-76 или МС 5, МС 6, МС 8 по ТУ

6-15-978-76, или МЛ 51, МЛ 52 по ТУ 84-228-76, или лабомид 101, 203 по ТУ 38-30726-71 для обезжиривания стального сердечника;

— сварочная проволока диаметром 0,8 — 1,2 мм марки Св. 08Г2С и Св. 08ГА для сварки соединительных колец со стальным цилиндром;

— электроды диаметром 3 мм типа Э-42А для ремонта стальных цилиндров;

Читайте также: Технология забивки железобетонных свай

круги шлифовальные или диски шлифовальные фибровые диаметром до 200 мм для зачистки стыковых соединений калиброванных колец и ремонтируемых участков цилиндра;

-добавки, применяемые для приготовления бетона, должны удовлетворять требованиям нормативно-технической документации, утвержденной в установленном порядке, в данном случае используется суперпластификатор С-3;

— для контроля качества обезжиривания применяют медный купорос (CuS04x5H20) марок А и Б по ГОСТ 19347-84*Е.

Сырьевые материалы доставляются на предприятие железнодорожным транспортом. Перемещение бетонной смеси и растворов от бетоносмесительного цеха к месту их потребления является одной из важнейших задач современной организации производства сборных ж/б конструкций. Выбор способа транспортирования бетонной смеси может оказать существенное влияние на величины ее технологических показателей: состава смеси, принимаемой крупности заполнителя, удобоукладываемости и др. На заводах и полигонах сборного ж/б наиболее распространены следующие способы транспортирования бетонных смесей: мостовыми кранами или автокранами в бадьях; самоходными бетоноразвозчиками, перемещающимися по рельсовым путям; ленточными транспортерами; пневматическими устройствами. Основными факторами для вида транспортирования бетонной смеси является интенсивность ее подачи, дальность транспортирования и высота выгрузки смеси. Наиболее распространенными транспортными средствами для внутрицехового перемещения бетонной смеси являются бетоноразвозчики различной конструкции, которые обычно перемещаются по бетоновозной эстакаде для выдачи смеси в бункера технологических линий или непосредственно в бункера бетоноукладчиков. Для перемещения жестких и малоподвижных смесей широко применяют ленточные транспортеры, оборудованные самоходными сбрасывающими тележками. Они дают возможность в 2-3 раза увеличить интенсивность подачи бетонной смеси по сравнению с другими видами транспорта, что в некоторых случаях имеет решающее значение. Транспортирование бетонной смеси пневмотранспортной установкой применяют при формовании панелей в кассетных формах, в производстве опор для линий электропередач и др. Потери бетонной смеси при ее подаче пневмотранспортом, ленточными конвейерами или бадьями, а также при формовании изделий не должны превышать 1,5% от общего объема смеси.

1.3. Обоснование способа производства

На сегодняшний день существует несколько способов производства железобетонных изделий: вибропрокатный, поточно-агрегатный, конвейерный, стендовый и кассетный. При вибропрокатном способе процесс изготовления изделий происходит на установке непрерывного действия – вибропрокатном стане. Вибропрокатный стан – это прочные конвейерные ленты, движущиеся вдоль постов укладки арматуры и заливки бетона, виброуплотнения бетона и контактной тепловой обработки. Таким способом изготавливаются плиты перекрытий, легкобетонные панели наружных стен, перегородочные панели. Вибропрокатный способ имеет наивысшую производительность, но при его использовании слишком ограничен ассортимент производимых изделий, и для приготовления бетонной смеси расходуется слишком большое количество цемента. При поточно-агрегатном способе (виброгодропрессование) производства все необходимые операции: подготовка опалубки, укладка арматуры, заливка бетонной смеси, твердение и распалубка, осуществляются непрерывным линейным способом на специальных постах, которые образуют поточную технологическую линию. При этом форма с изделием с помощью крана перемещается от одного поста к другому с интервалом времени, зависящим от продолжительности каждой конкретной операции. При этом затвердевание бетона происходит не на месте формовки, а в специальных пропарочных камерах. После тепловой обработки формы с изделием передвигаются на пост распалубки, откуда готовые изделия перевозятся на склад готовой продукции, а формы возвращаются на пост формования. Главное преимущество поточно-агрегатного способа состоит в универсальности основного технологического оборудования. Это дает возможность быстро осваивать выпуск новых изделий, затратив лишь немного времени и средств на изготовление новой формы-опалубки. Этот способ производства железобетонных изделий имеет в России наибольшее распространение. Он особенно целесообразен для предприятий с широким ассортиментом выпускаемых изделий. В силу своей экономичности, гибкости и простоты освоения этот метод широко применяется на заводах сборных железобетонных деталей любой мощности. Вес формуемых изделий по поточно-агрегатному методу ограничивается грузоподъемностью кранов и формующих виброплощадок. Конвейерный способ является, по сути, усовершенствованной разновидностью поточно-агрегатного способа. Конвейерная технология, будучи максимально автоматизированной и механизированной, позволяет поставить процесс производства на поток. Конвейерный способ производства изделий заключается в том, что изготовляемое железобетонное изделие, помещенное на специальный поддон перемещается с помощью толкателя от одного поста к другому с одним и тем же интервалом времени. Но хотя такой способ производства на заводах с большими мощностями наиболее предпочтителен благодаря почти полной автоматизации, использовать его можно только в случае производства однотипных изделий. Для стендового способа характерно следующее: а) весь процесс производства ЖБИ осуществляется на специальных стендах или в неподвижных формах; б) в процессе обработки изделие остается неподвижным, в то время, как механизмы перемещаются от одной формы (стенда) к другой; в) за каждой формой или стендом закреплены одно или несколько технологически однородных изделий. Как правило, стендовым способом изготавливают крупногабаритные ЖБ изделия. Кассетный способ производства является, по существу, одним из вариантов стендового способа. Кассетный способ заключается в формовании изделий в стационарно установленных кассетах, которые представляют собой несколько вертикально установленных металлоформ — отсеков. В металлическую форму закладывается арматурный каркас, после чего она заполняется бетонной смесью. Тепловая обработка производится контактным нагревом через стенки форм. После тепловой обработки стенки металлических форм раздвигают и мостовым краном извлекают готовые изделия. Кассетным способом изготавливают плоские ЖБ изделия: дорожные плиты, панели перекрытий, стеновые панели. В данной работе будет рассмотрен поточно – агрегатный способ производства железобетонных труб. Этот метод производства позволяет производить крупные партии товара с высокими качественными показателями, цены на которые довольно приемлемы. Они пользуются наибольшим спросом т.к. превосходят по основным показателям железобетонные трубы, произведенные по классической технологии – методом центрифугирования. Агрегатно-поточный способ изготовления конструкций характеризуется: расчленением технологического процесса на отдельные операции или их группы; выполнением нескольких разнотипных операций на универсальных агрегатах; наличием свободного ритма в потоке; перемещением изделия от поста к посту; формы и изделия переходят от поста к посту с произвольным интервалом, зависящим от длительности операции на данном рабочем месте, которая может колебаться от нескольких минут (например, смазка форм) до нескольких часов (пост твердения отформованных изделий). Агрегатно-поточный способ отличается также тем, что формы и изделия останавливаются не на всех постах поточной линии, а лишь на тех, которые необходимы для данного случая. Агрегатно-поточный способ организации производства характеризуется возможностью закрепления за одной поточной линией изделий, различных не только по типам и размерам, но и по конструкции. Эта возможность создается наличием на поточной линии универсального оборудования. Межоперационная передача изделий на таких линиях осуществляется подъемно-транспортными и транспортными средствами. Для ускоренного твердения бетона при агрегатно-поточном способе обычно применяются камеры периодического или непрерывного действия. Небольшой объем каждой секции камеры позволяет затрачивать минимум времени на загрузку и выгрузку изделий, а большое число таких секций создает условия для непрерывной подачи отформованного изделия в камеру твердения. Агрегатно-поточная технология отличается большой гибкостью и маневренностью в использовании технологического и транспортного оборудования, в режиме тепловой обработки, что важно при выпуске изделий большой номенклатуры. В состав технологической линии входят: формовочный агрегат с бетоноукладчиком; установка для заготовки и электрического нагрева или механического натяжения арматуры; формоукладчик; камеры твердения; участки распалубки, остывания изделий, их доводки или отделки, технического контроля; пост чистки и смазки форм; площадки под текущий запас арматуры, закладных деталей, утеплителя, складирования резервных форм, их оснастки и текущего ремонта; стенд для испытания готовых изделий. На агрегатно-поточных линиях изготавливают сваи, ригели, фундаментные блоки, безнапорные трубы, многопустотные панели, однопустотные опоры и сваи, которые формуют на виброплощадке в одиночных формах с пустотообразователями без вибромеханизмов. На специальном оборудовании для виброгидропрессования формируют напорные трубы. Для производства железобетонных напорных вибропрокатных труб применяют способ виброгидропрессования. Изготавливают железобетонные напорные трубы диаметром 800 и 1200 мм, полезной длиной 5000 мм на расчетное давление 0,5; 1,0; 1,5 МПа.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
Adblock
detector