Из чего состоит асфальт на автомобильных дорогах?

Состав асфальтовой крошки

Основными компонентами материала являются гравий, щебень, песок и битум. В качестве вяжущего вещества может присутствовать и бетон. Соотношение компонентов зависит от марки асфальта, типа и состояния дорожного полотна при снятии. В среднем, крошка включает:

  • щебень — 25–45%;

    Свойства асфальтовой крошки

  • песок природный и искусственный — 50–60%;
  • битум — 3–7%.

Концентрация последнего в крошке меньше, чем в асфальте — связующих компонент уходит из покрытия в процессе эксплуатации дороги, создавая необходимость ее ремонта.

Технические характеристики

Продукт представляет собой измельченное дорожное покрытие. Он производится на месте ремонта — асфальтоукладочное оборудование включает технику, дробящую полотно. Измельчение производится и после снятия. Куски асфальта отправляют гранулить в дробилки.

Читайте также: Огнезащита металлических, бетонных и деревянных конструкций

В результате получается крошка, размером 3–5 мм, отличающаяся, в зависимости от способа производства, по таким параметрам:

  • Концентрации битумной составляющей — в крошке, которую изготавливают на месте больше связующих веществ, чем в снятых отходах, отправленных на переработку.

    Укладка асфальтовой крошки

  • Требованиям к условиям эксплуатации — материал с дороги рекомендуют использовать летом; он должен разогреваться для активации битума и подходит для полной замены полотна. Продукт, полученный из доставленного на производственную площадку сырья, подходит для холодных времен года. Из-за недостатка вяжущих компонентов, его советуют применять для устранения локальных дефектов.
  • Цене. Кубический метр материала из-под фрезы, в среднем, стоит 800–1000 рублей. За аналогичный объем крошки из дробилки просят 600–800 руб. Стоимость зависит от района проживания покупателя, та к как включает оплату расходов на доставку.

Крошка может включать разные типы асфальта —– это влияет на вес и другие характеристики продукта. Так, масса 1 куб. м дробленого покрытия варьируется в пределах 1,5–2,0 т. Самым тяжелым является асфальтобетон; смеси без цемента имеют меньший вес за счет отсутствия мелкой фракции.

Виды асфальта

Асфальт классифицируют в зависимости от размеров применяемого щебня при производстве асфальта. Материал по этому критерию разделяется на такие группы:

  • Плотный или мелкозернистый асфальт. Используется для укладки первого, верхнего слоя покрытия. Состав содержит мелкий щебень (по диаметру частиц меньше 5 миллиметров). Плотный асфальт применяют для поверхностей с малой нагрузкой, например, пешеходных переходов и тротуаров. Если частицы немного крупней (от 5 до 15 миллиметров), то состав используется для покрытия верхнего слоя автомобильных дорог. При этом нагрузка может быть средней и высокой.
  • Пористый. Такой тип асфальта содержит малый процент бутима. В основном сфера его использования — это нижняя часть многослойного автомобильного покрытия.
  • Высокопористый. Щебень в таком составе крупнозернистый. Диаметр частиц начинается от 15 и заканчивается 40 миллиметрами. Состав обеспечивает дренаж в низинах и болотистой поверхности, водопроницаемость, толщина асфальта максимальна. Кроме того, высокопористый асфальт уменьшает сдвиг основания дорожного покрытия, что уменьшает риск проседания и вымывания грунта. Благодаря этим характеристикам асфальт является оптимальным для создания автомобильных трасс с высокой степенью загруженности.

Как видно, асфальт хоть и классифицируют по показателю размера щебня, основным различием является сфера применения. Плотный используется для обычных дорог, пористый — для пешеходных дорожек, а высокопористый — для загруженных шоссе.

Асфальт для шоссе

Есть и третий вид классификации — по способу укладки на покрытие дороги. Материал разделяют на типы асфальта:

  • горячее покрытие, температура укладки при котором составляет около 120 градусов;
  • теплое, маловязкий бутим укладывается при температурах от 40 до 80 градусов;
  • холодное, работы производятся при температурах до 5 градусов.

Появился современный вид асфальта, который превосходит по своим техническим характеристикам обычный, — литой асфальтобетон. Он сложней в укладке, транспортируется не так просто до места назначения, стоит дороже. Новые технологии асфальта развиваются, в стране постепенно старые дорожные покрытия заменяют на выполненные по инновационным технологиям.

Для чего пригодна асфальтовая крошка

Материал используется промышленными предприятиями и частными лицами. Вторсырье включают в состав новых асфальтовых смесей. В зависимости от типа продукта (холодный или горячий) коэффициент отходов в новом материале составляет 0,25–0,6. То есть, доля крошки достигает 25–60%.

Материал также используют для таких работ:

  • локального ремонта — крошка уменьшит расход первичного асфальта при заделке ям;
  • подготовки основания трассы;
  • покрытия второстепенных и проселочных дорог с низким уровнем нагрузки;
  • укрепления искусственного рельефа — вторсырьем можно отсыпать валы железнодорожных и автомобильных путей;
  • благоустройства бытовых и общественных участков — укладка асфальтовой крошки производится на парковках, дачных дорогах, спортивных площадках и полах технических помещений.

Укладка асфальтовой крошки

Для работы со вторсырьем потребуется оборудование, способное утрамбовать и растопить битум в смеси. Последняя процедура не обязательна — класть крошку можно без термообработки — связующее вещество сцепит частицы в процессе уплотнения.

Технология укладки асфальтовой крошки

Процесс нанесения зависит от области применения — при укреплении рельефа смесь рассыпается равномерным слоем (не менее 20–30 мм) и выравнивается роликовым инструментом. В случае прокладки дорожек предварительно делается разметка участка, и внутри контура будущего полотна выкапывается грунт. В углубление производится засыпка крошки с последующим уплотнением. Принцип сохраняется при создании второстепенных автомобильных трасс и обустройстве двора.

Как уложить асфальтовую крошку своими руками

В первую очередь рассчитывается необходимый объем сырья.

Дорожки из асфальтовой крошки на даче потребуют глубины в 30–40 мм. При ширине 50 см на 100 м покрытия понадобится 0,15 куб. м материала. Или 0,23–0,3 т продукта, в зависимости от плотности.

При грузоподъемности Камаза 6 т, одной машины хватит (сырья почти на 2 километра), чтобы разметить маршруты во дворе и заделать ямы за воротами.

Порядок работ:

Читайте также: Как осуществляется расчет арматуры фундамента?

  1. Разметка — рисуется схема тропинок, которая переносится на территорию участка.
  2. Подготовка участка – в размеченных контурах выкапываются углубления 30–40 мм — основа будущих дорожек на дно прямых отрезков можно положить доски или бетонный подоконник для укрепления конструкции в рыхлом грунте. Вместо них может использоваться подстилка из геотекстиля.
  3. Засыпка крошки. Если планируется расплавлять битум, понадобится жестяная бочка и плотные рукавицы. Для разравнивания могут использоваться грабли.
  4. Трамбовка. Для крупных работ, вроде грунтовки дороги перед частным домом, арендуют миниатюрный каток. Декоративные и узкие тропинки внутри двора трамбуют вручную роликовым инструментом. Перед использованием нового маршрута ждут минимум 24 часа, чтобы материал остыл или схватился.

Как уложить асфальтовую крошку

Уложить асфальтовую крошку своими руками просто. Представленный алгоритм подходит и для благоустройства технических помещений: сарая или гаража. При создании основы машино-места учитывается вес транспорта. Паркетный внедорожник потребует более толстого пола, в сравнении с легковой моделью.

Укладка асфальтного покрытия

В зависимости от температуры, которой надо придерживаться при укладке дороги, асфальт подразделяется на 4 вида: горячий, холодный, теплый, литой. Горячий состоит на 95 % из щебня и укладывается при температуре 120 С. Укладка теплого асфальта выполняется при температуре 40–80 С. Холодная асфальтная смесь не требует разогрева и может использоваться при температуре −10 С, поэтому она часто применяется для ремонта дороги. Литой асфальт отличается высокой плотностью, небольшой шероховатостью и толщиной верхнего слоя. Чтобы выполнить укладку, его разогревают до 250 С, за счет чего он становится текучим и не требует использования катков.

Холодный асфальт

Эту смесь чаще используют для ямочных ремонтных работ, которые можно проводить в любую погоду. Для обновления асфальта, из старого дорожного покрытия убирают загрязнения, затем обрамляют края образовавшейся ямы и насыпают туда холодную асфальтную смесь. После этого ее тщательно утрамбовывают и посыпают сверху песком или цементной пылью, во избежание прилипания смеси к колесам проезжающих машин. Все ремонтные работы выполняются вручную.

Читать по теме: Сметы на асфальт

Типы асфальта

Основные преимущества холодного асфальта:

  1. Отличается повышенной устойчивостью, высокой адгезией и отличными гидроизоляционными свойствами.
  2. Ремонт дороги можно проводить даже при низких температурах −10 С.
  3. Обладает длительным сроком эксплуатации и хранения.
  4. Для ремонта не требуется специальная техника.

Хранится холодный асфальт в картонных бочках-контейнерах или в мешках, в этой упаковке он транспортируется на строительный объект. Смесь готова к моментальному использованию, без подготовки и предварительного разогрева.

Горячий асфальт

Этот вид асфальтного покрытия укладывается при помощи традиционной и широко распространенной технологии, для выполнения которой необходима трамбовочная спецтехника. Горячая асфальтовая смесь состоит из камней — гравия или щебня, содержание которых не менее 95%.

Типы асфальта

Основные компоненты смеси связывают продуктами сырой нефти и асфальтовым цементом. Все составляющие насыпают в агрегат, тщательно смешивают и нагревают. Готовую смесь грузят в самосвалы и транспортируют на объект. Асфальт выливают на поверхность дороги и прессуют тяжелым роликом.

Литой асфальт

Этот вид асфальтного покрытия популярен в странах Европы. В нашей стране он редко используется из-за дороговизны материала и оборудования для его укладки. Асфальт литого типа позволяет быстро выполнить строительство автотрассы и легко устранить повреждения глубиной до 50 мм. Он часто используется для обустройства велосипедных и тротуарных дорожек.

Важная информация! Литой асфальт продается упакованным в специальный контейнер, полностью готовым к использованию.

Литой асфальт выгодно отличается от обычного количеством компонентов и технологией укладки. Приготовленную смесь разогревают до 250 С. За счет высокой температуры она принимает форму текучей смеси, что позволяет равномерно распределить ее по поверхности дороги. Для укладки не требуется каток для уплотнения.

Типы асфальта

Читайте также: § 21. ГИДРОФОБИЗАЦИЯ ПОВЕРХНОСТЕЙ БЕТОНА И КАМЕННЫХ КЛАДОК

Основные преимущества литого асфальта:

  1. Он позволяет быстро и легко и быстро отремонтировать любые поверхности.
  2. Экологичность, безопасность, не боится химикатов и соли.
  3. Обладает водонепроницаемостью и повышенной устойчивостью к деформации.
  4. Износостойкость и долговечность.

Асфальт — востребованный материал, который используется в дорожном строительстве. Он подразделяется на разные виды, марки и типы, в зависимости от исходных компонентов, составляющих смесь и от соотношения массовых частей каждого из них в общем составе. Важную часть играют характеристики задействованных составляющих, например, размер фракций щебня или уровень очистки применяемого песка и минерального порошка. Любые типы асфальта содержат щебень или гравий, который является защитным элементом и повышает устойчивость покрытия к динамическим нагрузкам и внешним воздействиям.

Плюсы и минусы использования асфальтовой крошки

Уменьшение нагрузки на экологию и коммунальные предприятия — одно из основных преимуществ материала. Подкладка вторсырья ведет к меньшему использованию гравия и битума — продуктов горнодобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности. К плюсам решения класть асфальтовую крошку также относят:

  • прочность покрытия — смесь с автобана обеспечит прочность домашней подъездной дорожки;
  • устойчивость к атмосферным воздействиям;
  • эстетичный вид — сочетает внешние характеристики гравийного и асфальтового покрытия.

асфальтовая дорожка

Недостатками продукта считаются изменения цвета, вызванные атмосферным воздействием на покрытие, и неоднозначностью качества. В состав крошки могут входить разные типы асфальта: от классической смеси, до бетонных и песчаных вариаций. Из-за этого сложно определить конечные характеристики продукта. Остаточные следы проливки масла, кислоты или других агрессивных веществ, произошедшей при эксплуатации трассы, может повлиять на состояние здоровья пользователей дорожки из вторичного сырья.

Отзывы

Пользователи положительно оценивают материал. Отзывы показывают, что вторсырье пригодно для оформления путей легкового транспорта. Цитаты позаимствованы с авторитетных строительных форумов.

Леонид: «Грузовики на дороге из крошки оставляли колеи, особенно — летом. Для легковых машин материал прекрасно подходит — засыпали 5 лет назад, пока не наблюдали выщербления или продавливания».

Оксана: «Использовали для оформления тропинок между грядками. Нареканий нет — не скользит, дождевую воду не задерживает, на морозе не трескается и выглядит опрятно».

Михаил: «Думали купить щебень, но измельченный асфальт обошелся почти в 2 раза дешевле — рядом с участком ремонтировали трассу. Засыпается и трамбуется легко, за 2 года нареканий нет».

Асфальтовая крошка — полезное вторсырье. Материал используется в разных сферах промышленности и подходит для ландшафтного дизайна. С его помощью создаются прочные дворовые дорожки и общественные трассы с малым автомобильным потоком.

Марки асфальта

При покупке асфальтового покрытия, надо обратить внимание на марку материала — показатель, характеризующий его плотность. В современном строительстве используется:

  • Марка 1. К асфальту этого типа относятся разнообразные смеси — гравийные, песчаные, высокопористые, пористые, плотные, высокоплотные. Они объединены общей особенностью: максимальной прочностью и суперустойчивостью к атмосферным воздействиям и механическим нагрузкам. Асфальт марки 1 используют при укладке нижнего слоя полотна дороги.

Типы асфальта

  • Марка 2. Этот стройматериал называют бетоном, он используется в разных сферах при укладке верхнего слоя дорожного полотна. К асфальту марки 2 относятся смеси разного типа: пористые, высокоплотные, плотные и т. д. Он широко применяется в строительстве автодорог, в ремонтных работах, при благоустройстве жилых дворов и парковых зон.

Читать по теме: Технология асфальтирования дорог

Типы асфальта

  • Марка 3. За счет отсутствия щебня, это самый плотный и непрочный стройматериал. Основой асфальта этого типа является песок и минеральные порошки. Он используется для «ямочных» ремонтных работ и устройства дорог с небольшой нагрузкой. Его используют для создания тротуаров, пешеходных и парковых дорожек, обустройства дворов учебных заведений и приусадебных площадок.

Типы асфальта

Важную роль играет показатель процентного соотношения песка и щебня или гравия, от которого зависят характеристики и свойства асфальта. Различают типы асфальт А, Б, В, Г, Д. Чем позже находится в алфавите буква, тем больший процент песка в асфальтовой смеси:

  1. Тип асфальта А. Содержание щебня 50-60 %.
  2. Асфальт Б. Смесь включает 40-50 % щебня (гравия).
  3. Асфальт В. В составе смеси содержится 30-40 % щебня или гравия.
  4. Асфальт Г. Содержит 30 % искусственного песка, полученного путем отсева дробления.
  5. Асфальт Д. Имеет в составе 70 % искусственного песка.

Типы асфальта

Главный недостаток обычного асфальта — плохая переносимость высоких температур. Дорожное покрытие плавится в жару и дорога быстро расслаивается. Поэтому сегодня пользуется спросом асфальт с разными добавками. Например, пластмассовые или резиновые добавки значительно улучшают эксплуатационные качества дорожного покрытия.

Типы асфальта

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
Adblock
detector